В Панкисском ущелье оплакивают девятнадцатилетнего Темирлана Мачаликашвили. Тяжело раненный в собственном доме в ходе спецоперации 26 декабря, он скончался сегодня утром, не приходя в сознание. СГБ Грузии обвиняет Мачаликашвили в пособничестве и финансировании терроризма. Но в Панкисском ущелье не верят в обвинения.
Ворота дома семьи Мачаликашвили в Дуиси с утра открыты настежь – так в Панкисском ущелье оповещают всех, что в семью пришла беда. Их девятнадцатилетний сын Темирлан, не приходя в сознание, скончался сегодня утром. Он получил пулевое ранение в голову 26 декабря, когда спецназ ворвался к нему в комнату. СГБ назвала это вынужденной мерой, а применение силы пропорциональным, поскольку Мачаликашвили намеревался взорвать гранату. Молодого человека обвиняют в связи с террористической группой полевого командира Ахмеда Чатаева, которая была ликвидирована в ходе спецоперации в Тбилиси 22 ноября. Но с самого начала семья Мачаликашвили и большинство жителей Панкисского ущелья не верят версии следствия. Есть у них и вопросы по поводу правомерности спецоперации, повлекшей смерть человека, лишенного возможности предстать перед судом.
За правду и невиновность своего сына сегодня обещала бороться мать Темирлана Мачаликашвили, Медико (Айза) Маргошвили:
«Я это дело до Страсбурга доведу, если буду жива, я это не прощу этой стране, обязательно понесут наказание те, кто виновен в смерти моего сына».
Семья Мачаликашвили, как и многие жители Панкиси, не верит в то, что власти приложили все усилия, чтобы тяжело раненому Темирлану оказали медицинскую помощь в ведущих зарубежных клиниках. Нет уверенности и в том, что Главная прокуратура эффективно и беспристрастно проведет расследование по факту ранения Мачаликашвили. Следственный орган начал расследование на второй же день после проведения спецоперации по статье «Превышение силы при исполнении обязанностей».
Недовольство и опасения кистинцев считают обоснованными многие правозащитники. Центр по обучению и мониторингу по правам человека защищает интересы Мачаликашвили. Представитель НПО Тамта Микеладзе, с учетом политического контекста дела, не уверена, что в местных судебных инстанциях будут даны ответы на все вопросы:
«Мы воспользуемся всеми правовыми механизмами для установления правды и для защиты прав семьи пострадавшего. В этом деле проблематичными являются и пропорциональность стрельбы (в Мачаликашвили), и оказание своевременной и адекватной первой, а затем последующей медицинской помощи. Мы намерены идти до конца и обратиться в ЕСПЧ».
О намерении следить до конца за ходом расследования заявила сегодня и Народный защитник Нино Ломджария.
Не опережать работу следствия призвала сегодня общество министр юстиции Тея Цулукиани:
«Вопросы относительно превышений силы – предмет следствия, оно идет. И поэтому ни один министр не сможет ответить на эти вопросы, пока следственные органы не завершат работу».
От попытки заработать политические очки за счет трагедии предостерег политических оппонентов один из лидеров правящей силы «Грузинская мечта», депутат Ираклий Сесиашвили.
Тем временем в оппозиции обвиняют власти в смерти молодого кистинца.
О необходимости дать своевременный ответ на накопившиеся вопросы говорили сегодня и в Панкисском ущелье. На многие вопросы семья Мачаликашвили и правозащитники надеются получить ответы по итогам медицинской судебной экспертизы. Поэтому семья умершего согласилась на экспертизу. Молодого человека похоронят завтра в Дуиси.
После похорон совет старейшин Панкиси намерен огласить свои вопросы и требования к властям. А их немало:
«Почему нельзя было вызвать на допрос Темирлана Мачаликашвили, он ведь не скрывался, или же задержать его в других обстоятельствах, зачем нужно было врываться ночью в дом и стрелять прямо в лоб?»