Четверо из пяти задержанных в ходе спецоперации в Панкисском ущелье останутся под стражей на время следствия. Судья не удовлетворил прошение стороны защиты об освобождении их под залог, мотивировав свое решение тем, что они могут попытаться скрыться. Пятый – 19-летний Темирлан Мачаликашвили – до сих пор находится в тяжелом состоянии, сегодня вечером его перевезли из телавской больницы в Тбилиси. Никаких обвинений ему пока не предъявляли.
Сегодняшний процесс над подозреваемыми в пособничестве Ахмеду Чатаеву, погибшему в ходе громкой спецоперации в одном из районов Тбилиси в конце ноября этого года, закрыли для прессы. Известно лишь, что следственные органы представили в суд довольно большую доказательную базу, включая аудиовизуальные материалы.
Также появилась версия, что один из задержанных – Зураб Горнакашвили – якобы сотрудничает с прокуратурой и даже частично признал свою вину. Поводом стало то, что его дело было выделено в отдельное производство. Но судья, несмотря на призывы адвоката Ираклия Бения смягчить меру пресечения, оставил Горнакашвили в заключении.
«Позиция стороны защиты состояла в том, чтобы отпустить Горнакашвили под залог. Но судья не учел наши доводы. Я не знаю, откуда появилась информация о том, что мой подзащитный сотрудничает с прокуратурой. Что касается того, что процесс проходил отдельно, это вовсе не означает, что он признает свою вину. Прокуратура имеет право рассматривать дела вместе или раздельно. Не исключаю, что в будущем процесс будет проходить над всеми обвиняемыми одновременно».
Что касается остальных троих обвиняемых, они полностью отрицают свою вину и отказываются предоставлять какую-либо информацию следственным органам. Родственники обвиняемых исключают любую связь последних с террористами и считают, что дела против их родных сфабрикованы. Такого же мнения придерживаются и некоторые представители оппозиции. По словам председателя партии «Свободная Грузия» Кахи Кукава, власти Грузии пытаются спровоцировать конфликт между грузинами и чеченцами.
«История чеченцев и грузин имеет свои деликатные моменты. Но, несмотря на то, что геополитически мы всегда были по разные стороны, между нашими народами никогда не было ничего такого, что бросило бы тень на наши отношения. Сейчас же создается впечатление, что грузинские спецслужбы, либо исходя из своего собственного сумасшествия, либо выполняя чей-то заказ, делают все, чтобы этот конфликт (между грузинами и чеченцами) начался».
Впрочем, Кукава не конкретизировал, зачем это нужно властям. Парламентская оппозиция, со своей стороны, настроена менее радикально, но требует от соответствующих структур предоставить исчерпывающую информацию относительно спецоперации в Панкиси. По словам представителя «Европейской Грузии» Серго Ратиани, в случае если будет установлено, что спецназ превысил свои полномочия, виновных необходимо строго наказать:
«Главная проблема на сегодняшний день – будет ли доказана связь раненого с Ахмедом Чатаевым, и тот вопрос, который поднимает его семья. Я имею в виду, что стреляли в спящего».
В правящей партии, со своей стороны, считают, что спецслужбы сработали на отлично. Лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе, даже не дожидаясь окончания судебного процесса, уверяет: все необходимые доказательства добыты, а пособники террористов установлены.
«Сегодня уже подтверждается, что террористические действия были пресечены в процессе планирования. Как видно, готовились атаки не только в Грузии, но и за ее пределами. Благодаря профессионализму и самоотверженности наших спецслужб обеспечена безопасность общества. И спецоперация в Панкиси – часть этих действий».
При этом критику действий правоохранителей в «Грузинской мечте» терпеть не намерены. Аппарату Народного защитника, высказавшего озабоченность действиями спецназа, было рекомендовано не уподобляться оппозиции. Впрочем, в делах по обеим громким спецоперациям – в Тбилиси и Панкиси – остается очень много вопросов. По словам недавно избранного директора «Ассоциации молодых юристов» Сулхана Саладзе, властям, если они не хотят негативного общественного резонанса, следует действовать максимально открыто.
«Очень мало информации относительно этих дел – в том числе, немало вопросов по спецоперации в Панкиси, когда был ранен молодой человек. При этом есть вопросы относительно того, как человек, который находится в международном розыске по обвинению в терроризме, оказался в центре нашей столицы».
Тяжело раненный 19-летний житель Панкисского ущелья – теперь головная боль для правительства. Его родственники обещают дойти до Страсбургского суда. И теперь, по мнению правозащитников, властям предстоит сложный выбор. Либо открыть процесс и в предельно прозрачном режиме доказать причастность всех подозреваемых в содействии террористам, либо действовать «по протоколу» – то есть максимально закрыть доступ к информации, прикрывшись «вопросами национальной безопасности», и тем самым, возможно, спровоцировать еще большее недоверие в обществе.