Accessibility links

Архиерейский собор РПЦ не ответит на «абхазский вопрос»


Завтра, в среду 29 ноября, в Москве открывается Архиерейский собор Русской православной церкви, который по ее уставу является высшим органом иерархического управления. Он продлится по 4 декабря, когда состоятся торжества, посвященные столетию восстановления патриаршества в РПЦ.

Проведение нынешнего Собора совпадает с годовщиной восстановившего патриаршество Поместного собора 1917-1918 годов, однако сегодняшняя повестка дня не предполагает обращения к его заветам. На предварявшей его пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» на прошлой неделе были обозначены основные темы, которые будут обсуждать архипастыри. Ими станут отношение к результатам Всеправославного собора 2016 года на Крите, от участия в котором отказались четыре поместные церкви, включая Русскую, взаимодействие с образовательными учреждениями, признание Церковью гражданского брака, а также положение о монастырях и монашествующих, принятие которого уже много лет ждут монастырские уставы, в частности, вопрос, могут ли монахи пользоваться интернетом, и другое.

А вот того, чего с разными чувствами ждали в Абхазии, на Соборе, как заявил на пресс-конференции заместитель председателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, не будет.

«Нет предпосылок для того, чтобы в настоящее время Архиерейский собор Русской православной церкви занялся этим вопросом. Мы знаем, что православие в Абхазии находится в непростом положении. С этим согласны обе церкви – Русская и Грузинская», – сказал он.

Напомню, что в начале ноября целую бурю комментариев и полемики в грузинском, а тем более в абхазском обществах вызвала информация об однодневном визите в Тбилиси митрополита Илариона (Алфеева) – председателя Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви. Он передал предстоятелю Грузинской православной церкви Илие Второму приглашение патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжества по случаю столетия восстановления патриаршества в России (на днях стало известно, что Илия все же не сможет поехать), а после церемониальной части они обсудили «церковный раскол» в Абхазии. Митрополит Иларион сообщил: на его последней встрече с патриархом Кириллом было принято решение о том, что для рассмотрения существующей в Абхазии ситуации нужно создать рабочую группу. А Илия Второй вспомнил о своем сухумском доме и сказал, что большая группа для поездки в Абхазии не нужна – наверное, три человека с каждой стороны (РПЦ и ГПЦ).

В грузинском обществе некоторые по привычке выразили опасение: сотрудничество с Россией, мол, ни к чему хорошему привести не может; другие обвинили ГПЦ, что она пляшет под дудку РПЦ и чуть ли не стала ее филиалом. В Абхазии же по привычке посмеялись над очередным публично озвученным намерением Католикоса-Патриарха Грузии совершить поездку в Абхазию, но потом некоторые, что нашло отражение в интернет-комментариях, призадумались: РПЦ – слишком серьезная и влиятельная организация, чтобы проигнорировать такие планы...

Означает ли сказанное на пресс-конференции протоиереем Балашовым про «абхазский вопрос», что идея о поездке в Абхазию совместной рабочей группы РПЦ и ГПЦ «по примирению» абхазских священнослужителей канула в Лету? Формально не означает. Но если учесть предсказуемый сарказм, с которым она была принята в абхазском обществе, то тут приходят в голову два варианта: то ли идея возникла по полному неразумению реалий, то ли в качестве зондажа мнений в Абхазии.

За несколько последних недель в абхазском обществе и впрямь было сломано немало полемических копий. Разве что представители Абхазской православной церкви (Сухумской и Пицундской епархии) во главе с иереем о. Виссарионом (Аплиаа) промолчали, хотя многие в интернет-сообществе допытывались у них про их реакцию. Но в итоге представители АПЦ своим поведением подтвердили, как часто справедливым оказывается утверждение «молчание – золото».

Представители же Священной митрополии Абхазии высказывались активно и на разных информационных площадках. И в какой-то момент возникла бурная полемика между ними и экс-президентом Абхазии, депутатом парламента РА Александром Анквабом. Последний 10 ноября на сайте «Абхазия-Информ» прокомментировал ту часть интервью архимандрита Дорофея Дбара и иеродьякона Давида Сарсания сайту Anyha.оrg, в котором те упоминали его имя. Александр Анкваб высказал недоумение в связи с их оценками встречи иерархов РПЦ и ГПЦ более чем четырехлетней давности и затронутого на ней вопроса о положении в абхазском православии. На вопрос: «Это тот проект т.н. двойной юрисдикции, который митрополит Иларион от лица РПЦ и митрополит Серафим (Джоджуа) от лица ГПЦ уже предлагали руководству Республики Абхазия на встрече в Сочи в 2013 году?» – Дбар ответил: «Да».

«Необходимо пояснить, – сказал Анкваб, – что в 2013 году на встрече в Сочи руководство Абхазии представляли: я в качестве президента страны, известный абхазский государственный и общественный деятель Сократ Джинджолия и директор Центра стратегических исследований при президенте РА Олег Дамениа. И в ходе встречи вопрос о так называемой двойной юрисдикции над церковной жизнью в Абхазии не обсуждался вовсе. Его не было и в помине. Все непосредственные ее участники с абхазской стороны, слава богу, живы-здоровы».

По словам Анкваба, главной канвой той встречи была мысль, изложенная затем в его публичном выступлении на II российско-абхазском гуманитарном форуме в мае того же 2013 года:

«Грузинская православная церковь совершенно определенно поддержала военную агрессию против мирного населения, благословив вооруженные формирования на преступления против человечности. Более того, ясно осознавая всю тяжесть совершенного греха, священники Грузинской церкви покинули епархию и бежали из Абхазии вместе с отступающими оккупационными войсками, оставив на произвол судьбы свою паству. С тех пор верующие Абхазии и их духовные наставники – абхазские и русские священнослужители – вели церковную жизнь самостоятельно».

Между тем в монастыре св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне прошло расширенное заседание Совета Священной митрополии Абхазии с участием депутатов абхазского парламента и Собрания города Новый Афон. Совет СМА, в частности, заявил по поводу намерения РПЦ и ГПЦ заняться совместным преодолением раскола абхазских клириков:

«Рассмотрение любых вопросов, связанных с православными церковными общинами на территории Республики Абхазия, является исключительной прерогативой Православной церкви в Абхазии вне зависимости от ее нынешнего канонического статуса... Все вопросы, связанные с монастырем св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне, могут обсуждаться исключительно с участием полномочных представителей Священной митрополии Абхазии, в ведении которой находится вышеназванный монастырь».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG