В понедельник, 30 октября, министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев подвел итоги своего европейского турне. На специальной пресс-конференции в Цхинвале он подробно рассказал об итогах визита в Италию и Сан-Марино, а также поделился результатами поездки в Барселону, где открыл представительство МИДа Южной Осетии в Каталонии.
Дмитрий Медоев явно сбавил обороты в оценках каталонских событий. На прошлой неделе в Испании наделало шуму его заявление: «двадцать шесть лет назад югоосетинский народ сам осуществил те же судьбоносные политические шаги на пути становления собственной государственности», и его рассуждения, при каких обстоятельствах Южная Осетия признает Каталонию. Чего стоит публикация по поводу поездки Дмитрия Медоева в издании El Pais, со ссылкой на источники в испанской разведке: «На этой неделе один из политиков, который близок к Путину и играет важную роль в российской стратегии, направленной на аннексию территорий бывших советских республик, посетил Барселону, намереваясь установить связи между "орбитой Кремля" и возможно независимой Каталонией».
На пресс-конференции в Цхинвале Дмитрий Медоев был более сдержан в оценках каталонских событий:
«Конечно же, мы с пониманием относимся к решению Каталонии провести референдум. Но это внутреннее дело Испании, они должны решать этот вопрос внутри страны. Единственное, чего мы желаем, чтобы все эти противоречия и острые вопросы были решены за столом переговоров, в нормальной обстановке, без ненужных никому эксцессов… Я хочу повторить, что единственные цели, которые мы преследовали в этой поездке, – это развитие гуманитарных, культурных, научных связей и, конечно же, развитие экономических и бизнес-контактов. Мы ни в коей мере не собирались и не собираемся, говорю это как должностное лицо, вмешиваться во внутренние дела ни европейских, ни других стран».
Правда, при этом министр Медоев подчеркнул, что, если Каталония обратится к Южной Осетии с просьбой о признании независимости, она непременно будет рассмотрена. Интересно, а что это если не вмешательство во внутренние дела Испании?
В Ленингорском районе Южной Осетии животноводы не смогут перегнать скот на зимние пастбища в Душети, не заплатив пошлину за выпас на летних пастбищах республики. Об этом фермерам заявили районные власти уже после окончания летнего сезона, когда пришло время спускаться на зимние пастбища.
Эта история повторяется каждый год. В апреле, когда скот пригоняют из Душети, пастухи платят поголовную пошлину, и их пропускают через границу. В конце октября скот перегоняют обратно. И каждый раз возникают проблемы. В прошлые годы они случались при въезде в республику, на этот раз – на выезде, говорит гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили:
«Не выпускают скот без оплаты. За каждую голову овцы нужно заплатить 150 рублей, за голову крупного рогатого скота – 250 рублей. Это стало неожиданной проблемой для фермеров, которые уже не первый год этим занимаются и знают правила. В этом году весной был первый случай, когда от них никто денег не требовал и их впустили бесплатно (по времени весенний перегон скота совпал с выборами нового президента и отставкой главы района Алексея Босикова – прим. «Эха Кавказа»). А сейчас, когда они уже покидают республику, у них требуют деньги. Но они оказались к этому не готовы. Вот такая у нас ситуация.
Это интервью я записал в среду, 1 ноября, но скот стоит там до сих пор, животноводы заявили, что не могут заплатить таких денег.
Дело не в том, что пошлина чрезмерно высока, совсем нет. В случае с бараном – это 2% от его рыночной стоимости в Грузии. Согласитесь, это не цена, если учесть, что за эти деньги отара семь месяцев пасется на сочных пастбищах, т.е. две третьих цикла выращивания овец.
Все эти годы животноводы заранее готовили деньги к весне, чтобы заплатить пошлину на границе. Но весной этого года их впустили бесплатно. Так совпало, что перегон скота совпал с выборами президента и сменой власти в республике – районным чиновникам было явно не до животноводов. Естественно, как это часто бывает в семьях тружеников, деньги разошлись на другие нужды. Сейчас фермеры заплатить такую пошлину не могут. А если скот не пропустят, он падет.
До сегодняшнего дня шли переговоры между фермерами и администрацией района. По информации Тамары Меаракишвили, сегодня стороны пришли к компромиссу – фермеры заплатят по 50 рублей за каждую голову барана и по 100 рублей за голову КРС.
Власти Южной Осетии намерены в одностороннем порядке открыть таможенный пост на границе с Грузией. Об этом заявил глава таможенного комитета республики Мурат Цховребов. Таким образом, ведомство будет облагать налогами все ввозимые товары.
Глава таможенного комитета Мурат Цховребов провел на этой неделе пресс-конференцию, на которой он заявил, что собираемость таможенных пошлин по сравнению с прошлым годом выросла почти вдвое – за 10 месяцев этого года собрано 50 миллионов рублей против 26 миллионов за тот же период прошлого года.
Вопрос: за счет чего такой рост? За один год не могли так вырасти численность населения или его потребности, чтобы собираемость пошлин увеличилась почти вдвое. По мнению генерального директора логистического центра ТИС Вахтанга Джигкаева, этому явлению есть лишь одно объяснение – административное давление на таможню.
На протяжении многих лет таможенники предлагали перевозчикам рассчитаться с ними за ввоз прямо на границе – черным налом. Это и быстрее, и проще, чем оформлять груз официально. Таможенники подталкивали граждан к этой теневой схеме, создавая просто невыносимые условия для официальной растаможки.
Теперь, судя по всему, ситуация меняется, их просто заставили официально оформлять больше грузов и меньше пропускать за мзду, говорит Вахтанг Джигкаев:
«Я не чиновник и не какое-то задействованное лицо, но я это говорю, потому что вижу не только по таможенным пошлинам, но и по тому, как стали собирать налоги и акцизные сборы: совершенно очевидно, что взят курс на повышение наполняемости бюджета за счет собственных средств. Я уж не знаю, что это. Такая демонстрация перед Россией или это связано с внутренними политическими вопросами, но явно стоит задача показать динамику роста собираемости налогов на территории республики, изменить пропорцию между собственными доходами и объемом российской помощи. Это здоровый шаг, на самом деле».
Еще одна новость, о которой сообщил Мурат Цховребов, – в ближайшее время будет открыт таможенный пункт на границе Южной Осетии с Грузией на пункте упрощенного пересечения «Раздахан» в Ленингорском районе республики. Этот шаг, подчеркнул Мурат Цховребов, предпринимается с целью контроля качества и объемов ввозимых из Грузии товаров. Таким образом, будут облагаться налогами все ввозимые в республику товары.
В цифрах планы увеличения собственных доходов выглядят так: это от 870 миллионов до 1 миллиарда в этом году. По словам министра экономического развития Геннадия Кокоева, это реалистичный план, который можно осуществить, в том числе, за счет вывода из тени целых секторов экономики и расширения налогооблагаемой базы, а также за счет того, чтобы траты стали разумными - субсидии из госбюджета стали экономически обоснованными и т.д.
Некоторые эксперты, отслеживающие ситуацию в республике, расценили действия властей по увеличению собственных доходов как давление на бизнес, сравнили это с ситуацией на Донбассе в 2016-17 годах.
Мне кажется, пока нет оснований делать такие выводы, потому как размеры акцизов и налогов не обременительные, они существенно ниже, чем в России. Что касается таможенных пошлин, то, по сути, их намерены собирать не с бизнеса (он и так платит), а с тех, кто их берет у бизнеса и присваивает себе. Вообще, эта история с выходом из тени в большей степени не про бизнес, а про отношения с ним чиновников и прочих уполномоченных государством товарищей. Приведу пример. Такса с маршрутки, груженной овощами, – 2 тысячи рублей. Это только на границе. Еще надо заплатить нескольким ленингорцам - на них оформляется груз как их ручная кладь. Плюс уделить ментам, которые перехватывают маршрутки уже после пограничного поста. До недавних пор трясли поставщиков овощей и розничную торговлю и рэкетиры, совсем как в 90-х, правда, в июне прошлого года их разогнали цхинвальские силовики, и с тех пор о них не слышно. Затем овощи поступают на оптовый рынок, где банкуют уже товарищи, поставленные из Цхинвала, их прибыль тоже налогом не облагается. Легализация поставок из Грузии дает возможность убрать все это «сопровождение» импорта, оставить только пошлину на границе и налоги. Очевидно, что эти меры сокращают давление на бизнес.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия