Accessibility links

Кому мешают «бумажные» партии?


Заявления о ликвидации партий-«однодневок» в Южной Осетии расценивают как давление на политические силы республики
Заявления о ликвидации партий-«однодневок» в Южной Осетии расценивают как давление на политические силы республики

Спикер парламента Южной Осетии вновь высказался за сокращение числа политических партий, превышающих, по мнению Петра Гассиева, «разумные нормы». Министерство юстиции уже объявило о ликвидации нескольких политических организаций. Между тем оппоненты упрекают власти в зачистке политического поля.

В Южной Осетии в настоящее время насчитывается более десятка политических партий, четыре из них – парламентские. Большинство было основано в бытность президентом Леонида Тибилова и ассоциировалось с ним. Некоторые из партий Минюст лишил регистрации, поскольку они не смогли доказать свою состоятельность – не участвовали в выборах, не представили политическую программу.

Минюст начал проверку политических партий еще в прошлом году, но именно при новом президенте Анатолии Бибилове контроль ужесточили. Теперь надзорное ведомство тщательно проверяет списки партийцев на соответствие необходимому минимуму членов – их должно быть не меньше пятисот.

Кому мешают «бумажные» партии?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:33 0:00
Скачать

Сегодня спикер парламента Южной Осетии вновь заявил, что «количество зарегистрированных в Министерстве юстиции партий превышает разумные нормы». Петр Гассиев отметил, что его предыдущие заявления вызвали «непонятный резонанс и его обвинили чуть ли не в применении методов 37-го года»:

«Я бы еще раз хотел вернуться к этой теме и сказать, что Министерство юстиции проводит проверку деятельности всех политических партий, которые зарегистрированы. Те политические партии, которые соответствуют требованиям закона «О политических партиях», останутся на политическом поле. Но мы все прекрасно знаем, что подавляющее большинство из зарегистрированных партий - это партии, существующие только на бумаге. Говоря простыми словами, решил человек создать партию, обходит своих родственников, оформляет заявления, набирая необходимое количество людей, и проводит свой первый учредительный съезд. И на этом все заканчивается. Теперь вновь образованная партия ждет, когда начнутся выборы, чтобы попытаться создать альянс с другой партией, за которой реально стоит народ и которая может претендовать на мандаты в парламенте. Таким образом, «бумажные» партии пытаются подороже продать свои фантомные голоса, которые якобы стоят за ними. В этом практически заключается деятельность большинства политических партий в Южной Осетии. И тут дело совершенно не в их предвыборных программах как таковых. Программы всех политических партий можно свести буквально к двум фразам – за все хорошее и против всего плохого, говоря простыми словами. Ну, разумеется, бывают принципиальные разногласия, когда, например, одни партии за скорейшее вхождение в Россию, а другие видят развитие Южной Осетии как независимого государства, но не более того. Я не знаю ни одну партию в мире, которая бы в своей программе написала: мы придем к власти, чтобы вам стало плохо. Дело в другом, что потом эти партии делают, чтобы народ стал жить лучше?»

Между тем заявления спикера парламента, выступающего за ликвидацию партий-«однодневок», многие в Южной Осетии расценивают как давление на Минюст и политические силы республики.

Лидер парламентской партии «Единство народа» Владимир Келехсаев не согласен с позицией председателя парламента и называет ее политически мотивированной:

«Я думаю, что заявления, озвучиваемые спикером, лидером парламентского большинства – это знак того, что они уже не в состоянии дальше развивать свою партию, они не уверены в себе и парламентских выборах и они хотят закрыть все партии, которые будут для них преградой на выборах. Они их хотят убрать, и это незаконно. Если спикер парламента заявляет, что необходимо добиваться сокращения числа партий, это знак, сигнал того, что они будут запугивать и министров, и будут подготавливать почву, чтобы определенные партии не вошли в парламент. Сегодня все видят, что статус «Единой Осетии» падает».

По словам Владимира Келехсаева, партии под угрозой ликвидации могут объединиться и создать единый оппозиционный фланг:

«Не исключено, что эти политические блоки будут оппозиционными. Почему сегодня не должно быть оппозиции, здоровой оппозиции, которая необходима в политической системе государства? Мы хотим, чтобы у нас в республике было все хорошо. Народ проголосовал за Анатолия Бибилова, потому что ему поверил, и мы хотим, чтобы обещания были выполнены».

Старейшими партиями Южной Осетии являются Коммунистическая партия и «Единство». Обе ранее были представлены в парламенте и существенно влияли на политическую жизнь республики. Однако на парламентских выборах 2014 года остались за бортом. В отличие от КПРЮО, напоминающей о своем существовании партийными съездами и заявлениями лидера коммунистов Станислава Кочиева, партия «Единство» после внутрипартийных скандалов и провала на выборах покинула политическую арену республики. Вероятно, под «бумажными партиями» Петр Гассиев имеет в виду и «Новую Осетию» экс-министра иностранных дел Давида Санакоева.

По мнению югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева, власти продолжают печальную тенденцию, пытаясь повлиять на расстановку политических сил в республике:

«Власти Южной Осетии не впервые пытаются повлиять на расстановку политических сил и ограничить в политических правах партии. При Эдуарде Кокойты была захвачена «Народная партия», некоторые партии не допускали до выборов, то же самое продолжилось и при Леониде Тибилове, когда на выборы не были допущены некоторые партии, зато в парламент прошла созданная специально под президента партия «Ныхас». Мы все прекрасно понимаем, что это все может обернуться протестным голосованием. Спикер парламента не должен заменять собой функции Минюста. Права политических партий и граждан должны соблюдаться, иначе это может вызвать обратную реакцию, и эти партии могут собраться в единый блок и выиграть парламентскую кампанию. Нынешним властям не стоит препятствовать политическим силам и создавать искусственные барьеры, поскольку политически недееспособные, не пользующиеся авторитетом партии сами сойдут с политической арены».

По мнению экспертов, серьезную конкуренцию партии власти могут составить политические силы, связанные с экс-президентами Южной Осетии Эдуардом Кокойты и Леонидом Тибиловым.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG