С 1 января 2018 года парламент Южной Осетии перейдет на профессиональную основу работы. Об этом на встрече с депутатами заявил югоосетинский президент Анатолий Бибилов. Политик настаивал на этом, будучи еще спикером парламента, но тогдашний президент Леонид Тибилов отказался подписывать соответствующий законопроект из-за острых разногласий с Бибиловым.
Югоосетинский президент Анатолий Бибилов пообещал, что в середине ноября вопрос перехода парламента на профессиональную основу будет оформлен законодательно. Выступая на заседании парламента, он подчеркнул, что таким образом удастся избежать чрезмерной концентрации власти в одних руках:
«Принцип разделения ветвей власти должен соблюдаться. Законодательная, исполнительная и судебные ветви власти будут осуществлять свои полномочия в соответствии с концепцией полного взаимодействия», – отметил Бибилов.
Ранее против перехода депутатов парламента шестого созыва на профессиональную основу выступали три из четырех парламентских партий: «Единство народа», «Народная партия» и «Ныхас».
Спикер парламента Южной Осетии Петр Гассиев пояснил, что «компромисс с парламентским меньшинством пока достигнут частично»:
«С 1 января 2018 года парламент Южной Осетии перейдет на профессиональную основу. Что это означает? Это означает, что депутаты будут заняты исключительно работой в парламенте, а не совмещением должности в исполнительной власти. Исключения касаются совмещения с преподавательской и журналистской деятельностью. Депутатам, согласно этому закону, будут обеспечены достойные зарплаты. Таким образом, депутаты-совместители освободят свои места в органах исполнительной власти и высвобождаются дополнительные рабочие места для нашей молодежи… И, разумеется, у них будет право выбора: или оставаться в парламенте и заниматься законотворчеством на профессиональной основе, или отказаться от депутатского мандата, подав соответствующее заявление в ЦИК и председателю парламента», – отметил Гассиев.
Сейчас югоосетинские депутаты не получают заработной платы, им ежемесячно выделяются лишь т.н. депутатские в размере 4500 рублей. Эти средства идут на оплату транспортных расходов для встреч с избирателями. Другое дело – председатели парламентских комитетов. Они зарабатывают почти в девять раз больше обычного народного избранника – около 40 000 рублей в месяц. С нового года эта практика будет пересмотрена. Необходимые средства в бюджете уже предусмотрены, заявил югоосетинский президент, и депутаты будут получать зарплату.
Депутат парламента от «Народной партии» Амиран Дьяконов говорит, что всегда поддерживал систему разделения ветвей власти:
«Те процессы, которые у нас происходили, в частности, что исполнительная власть через своих людей могла влиять на работу парламента, – от этой практики надо отходить. Я с самого начала поддерживал переход на профессиональную форму работы, чтобы стимулировать систему сдержек и противовесов между ветвями власти. Происходит конфликт интересов. Человек не может работать в исполнительной власти и занимать должности и в полной мере выполнять обязанности депутата в законодательной власти. Парламент был ущемлен, поэтому я поддерживаю переход на профессиональную форму работы парламентариев».
Партия «Единство народа» выступала против законопроекта. Лидер партии Владимир Келехсаев ранее совмещал работу в парламенте с должностью главы Дзауского района. После смены власти он был снят с этой должности указом президента. Келехсаев говорит, что не против перехода парламента на профессиональную основу, но эти изменения должны касаться только будущего парламента:
«В свое время, когда «Единая Осетия» поставила вопрос о профессиональном парламенте, мы тоже сказали: «Да, мы согласны, чтобы был профпарламент». Но сегодня у нас полупрофессиональный парламент, и люди баллотировались именно в полупрофессиональный парламент. Мы предлагали перенести действие этого законопроекта на парламент следующего созыва, и когда на следующих парламентских выборах кандидат в депутаты будет баллотироваться, он будет знать, что ему предстоит работать на профессиональной основе. Он будет знать, куда он идет, и в другом месте он работать не сможет. Но нас не захотели слушать. Закон ведь обратной силы не имеет, этот законопроект должен был заработать в будущем. Сегодня парламент – они сами, правительство, президент их, конечно. Они что хотят, то и будут делать. Законопроект находится у президента, он его подпишет, и закон вступит в силу».
Дебаты вокруг законопроекта пока не завершены, и парламентарии еще смогут высказать свое мнение, однако, судя по всему, исход этого спора уже предрешен, и югоосетинский парламент перейдет на профессиональную основу в начале следующего года.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия