Accessibility links

Победа Дня Победы


В народе день окончания грузино-абхазской войны так – Днем Победы – всегда и называли
В народе день окончания грузино-абхазской войны так – Днем Победы – всегда и называли

Сегодня состоялось заседание сессии парламента Абхазии. Можно сказать, что это было первое заседание парламента шестого созыва, на котором на третьем месяце работы сессии обсуждались не организационные вопросы и не один вопрос, а депутатам была предложена полноценная повестка дня из пятнадцати вопросов. Что ж, лучше поздно, чем никогда... Правда, рассмотрение ряда вопросов, включенных в повестку, отложили – большинство из-за того, что докладчик по ним, в частности по вопросу об избрании судьей Конституционного суда предложенного оппозицией Сафарбея Миканба, представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба оказался в поездке за пределами Абхазии.

Пожалуй, больше всего времени депутаты уделили обсуждению в первом чтении законопроекта о внесении изменений в закон «О праздничных и выходных днях в Республике Абхазия». Представляя законопроект, председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Илья Гуния сообщил, что изменения предлагаются возглавляемым им комитетом.

Речь шла, прежде всего, о нынешнем Дне независимости 30 сентября, вокруг которого в последнее время в обществе вновь оживились дискуссии и зазвучали предложения по его переименованию в День Победы. Собственно, в народе этот день окончания грузино-абхазской войны так, Днем Победы, всегда и называли. Я присутствовал на тех заседаниях сессии абхазского парламента второго еще созыва, почти два десятилетия назад, когда утверждалось название «День Независимости», и помню, что и тогда многие парламентарии бурно ратовали за День Победы. Но победил авторитет первого президента Абхазии, предлагавшего ныне действующий вариант.

Победа Дня Победы
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:05 0:00
Скачать

По словам Ильи Гуния, комитет для изучения вопроса обращался в Абхазский институт гуманитарных исследований и в Минобороны Абхазии. Он сказал:

«Институт дал три точки зрения. 25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазии принял декларацию о государственном суверенитете. Вторая дата – это 30 сентября 1993 года, назвать эту дату Днем Победы и Независимости, так как в этот день была достигнута реальная независимость и была заложена основа новой современной абхазской государственности. И еще один вариант: 12 октября 1999 года, когда парламент, по результатам народного голосования, принял акт о государственной независимости. Такой же вопрос был направлен в Минобороны. Ответ такой: 30 сентября является Днем Победы в Отечественной войне народа Абхазии».

Илья Гуния сказал, что комитет предлагает законопроект, согласно которому 30 сентября станет Днем Победы в Отечественной войне народа Абхазии, а 25 августа – Днем Независимости. Обсуждалась комитетом и другая дата для последней даты – 12 октября. Но зачем, мол, умалять историю нашей фактической независимости? Ведь все годы после победы в войне Абхазия ею реально обладала. Что касается 25 августа, то, если этот день станет праздничным, это будет символично – на следующий день, 26 августа, – День международного признания независимости Абхазии.

Не все парламентарии, однако, с предложенным согласились. Депутат Батал Табагуа вспомнил аргументацию первого президента Абхазии Владислава Ардзинба в поддержку слова «независимость» в применении ко Дню 30 сентября: поскольку Абхазия не водружала своего флага на чужой территории, мы смогли защититься и защитить свои рубежи. Звучали голоса и о том, что ни о какой независимости Абхазии после 25 августа 1990 года и речи еще не было, тогда просто был «парад суверенитетов» на пространстве СССР, многие народы напоминали этим о своем праве на самоопределение. Но выступивший спикер Валерий Кварчия, напомнив, что он принимал участие в событиях 1990 года, поддержал предложение парламентского комитета. А депутат Валерий Агрба обратил внимание присутствующих на то, что по регламенту на голосование не могут быть поставлены разные предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения, нужно или поддержать в первом чтении, или отклонить предложенный законопроект. Он объяснил:

«Это по процедуре. Закон мы должны в неизменном виде принять, в том виде, в котором он представлен инициатором. А потом уже на комитете оставить даты или поменять и так далее. Это уже во втором чтении...»

В результате голосования 26 поддержало законопроект в первом чтении, двое проголосовали против, двое воздержались.

И это закономерно, так как, повторюсь, народ и так упорно считает 30 сентября Днем Победы, и даже в СМИ обычно так всегда звучало. Правда, есть и такой нюанс, про который все участники дискуссий на эту тему почему-то забывают: в календаре праздничных дат Абхазии уже есть День Победы – 9 Мая. В связи с этим мне представлялось логичным озвученное год-два назад в СМИ предложение военного историка Валико Пачулия назвать 30 сентября Днем Победы и Независимости. (Это, как вариант, и сейчас предложено АбИГИ). Но если такой «компромиссный» вариант не пройдет, теперь уж, видимо, будем отличать эти два праздника только по добавлению к одному из них «в Отечественной войне народа Абхазии».

А вот что касается Дня Независимости 25 августа, то тут, вполне возможно, предстоят бурные дебаты. Заседание едва закончилось, а политолог Лейла Тания уже резко прокомментировала в «Фейсбуке» апсныпрессовскую информацию об этом:

«Грубейшая ошибка. Читали ли парламентарии текст Декларации о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики от 25 августа 1990 года? В ней речь идет о праве на самоопределение абхазского народа в составе Грузинской ССР. И этот статус нам предлагают узаконить в виде Дня Независимости? Позор».

В первом, а затем и окончательном чтении парламентарии приняли закон «Об исполнении бюджета дорожного фонда Абхазии за 2016 год». Но по ходу его обсуждения депутат Рауль Лолуа поднял проблему: многие поставщики горюче-смазочных материалов в республику не платят налоги и вообще никак не отчитываются о своей деятельности, – и предложил провести в связи с этим парламентское расследование.

Депутаты также ввели Натали Смыр и Батала Айба в национальный банковский совет, Каху Пертая – в квалификационную коллегию судей, а Лашу Ашуба – в квалификационную комиссию при палате адвокатов республики.

Была учреждена временная депутатская комиссия по контролю ситуации с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Депутаты рассмотрели также постановление о создании еще двух комиссий: по сотрудничеству парламента Абхазии с Советом Федерации России и сотрудничеству с Госдумой России. Согласно предложенному варианту постановления, в обе комиссии входят одни и те же депутаты, что не удовлетворило некоторых парламентариев. В частности, Батал Табагуа сказал:

«Пусть комиссии возглавляет один депутат. С этим я согласен. Но остальные члены комиссии не должны входить в обе комиссии одновременно. Пусть туда войдут молодые депутаты. Они будут набираться опыта».

Но Валерий Кварчия возразил: поездки большего количества депутатов слишком накладны для бюджета.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG