История создания архитектурного облика Сухума началась чуть больше века назад. На рубеже XIX и XX веков здесь было выстроено много прекрасных зданий, включенных сегодня в реестр памятников архитектурного наследия Абхазии. Среди них – торговый дом Стефана Стефаниди.
Почти в любом городе найдутся старые дома с непростыми историями, рассказывать о которых можно бесконечно. В Сухуме такие дома стоят буквально на каждом шагу. И бесспорно одним из них является так называемый торговый дом Стефаниди, который находится в самом центре города.
В 1912 году по заказу табакопромышленника Стефана Стефаниди архитектор А.В. Модрах создал и воплотил в жизнь проект пятиэтажного здания на пересечении Воронцовско-Дашковской (ныне Абазинская улица) и Георгиевской улиц (ныне проспект Аиаира). Большое здание было сделано умело и очень основательно: стены, например, составляли толстые брусья лиственницы.
На первом этаже этого углового здания располагались разные магазины и аптеки. Остальные же этажи были жилыми, и хозяин сдавал в них квартиры. Но в 1921 году дом Стефаниди перешел в городскую собственность, а сама семья греческого богача вскоре покинула Абхазию.
В пятиэтажном здании устроили постоялый двор под названием «Дом крестьянина». Здесь оставались переночевать крестьяне, которые привозили свой сельскохозяйственный товар на продажу на рынок. Этот рынок располагался всего в квартале от постоялого двора, на территории нынешнего парка «Сказка».
На старых фотографиях можно увидеть шпиль здания, увенчанный звездой. По рассказам внучки Стефана Стефаниди Деспины, эту звезду установили большевики, и раньше она крутилась и источала свет в темное время суток.
Молодой преподаватель английского языка Екатерина Черная родилась и большую часть жизни прожила в маленькой башенке, венчающей бывший дом Стефаниди. Ее семья попала в это здание еще в 1934 году. Бабушке Екатерины досталась крохотная комнатка с балкончиком размером около 20 кв. метров, которая раньше служила отчасти техническим помещением, а отчасти предназначалась для прислуги. Здесь долгое время не было даже воды, а туалет появился лишь в 1980-х годах. Но, несмотря на тесные и не очень комфортные условия, несколько поколений семьи Екатерины Черной выросли в этой квартире.
Девушка рассказала, почему ее семья начала жить в бывшем доме Стефаниди, и о чувствах своих маленьких дочек, которые связаны с расставанием с этим зданием: «Нашу семью раскулачили. У них были земли в районе Черниговки, и, когда земли отобрали, трое детей остались без недвижимости. И Нестор Лакоба подписал документ о том, что вот эта комната присваивается дедушке. Но дедушка отписал ее своей младшей сестре, моей бабушке, когда ушел на фронт. И бабушка, она была полная сирота, с 13 лет жила там самостоятельно. Потом с дедушкой, со своим мужем. В 1996 году дедушки не стало. И бабушка была почти одна. Я у нее часто оставалась, потом, когда уже бабушка стала немощная, я жила с ней. А когда бабушки не стало, я осталась там жить. Год назад мы вынужденно продали квартиру и переехали, но дети продолжают скучать. Очень плачут, особенно вечерами. «Мы скучаем по нашей комнатке», – говорят, потому что она была очень необычная. Трудно найти будет аналог. В таких домах свой собственный микроклимат, у них уникальная энергетика. И вид был просто потрясающий – на Цебельдинский заповедник и Кодорское ущелье, в хорошую погоду виден был Ново-Афонский монастырь. Это правда фантастика!»
Сегодня бывший дом Стефаниди очень постарел, но мало изменился: как и столетие назад, на первом этаже располагаются магазины, а остальная часть дома является жилой.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия