Сегодня югоосетинский общественник Нар Габараев был задержан и в принудительном порядке доставлен на допрос по делу о ложном доносе на президента, в котором его обвиняет прокуратура Цхинвала. Сам Габараев заявляет, что дело против него сфальсифицировано.
Эта история началась в 2014 году. После выборов в парламент общественник Нар Габараев решил проверить слухи о том, что у Анатолия Ильича то ли дипломы о высшем образовании ненастоящие, то ли их вообще нет. Перечитал автобиографию, сопоставил даты, навел справки... И пришел к выводу, что основания для сомнений имеются. Тогда Нар, по его словам, решил развеять их самым простым способом – попросить у Анатолия Ильича показать дипломы. Запрос Нара был проигнорирован, тогда он пошел на принцип. В итоге дело закончилось уголовным преследованием против Нара, правда, не сразу. Поначалу, пока генпрокурором был Мераб Чигоев, все было в рамках закона, говорит сестра Нара Габараева Нелли:
«Он к Чигоеву обращался и получал ответы. Ни о каком ложном доносе не было и речи. Потом назначили Джагаева – этого нашего крутого из Сочи, он прицепился к брату и ко мне. Мне подкинули патрон во время обыска в нашем доме, и на меня его валили – открыли против меня дело по ст. 222 (незаконное хранение боеприпасов). Дело потом закрыли, и сейчас меня оповестили об этом, мол, скажи спасибо!»
При новом прокуроре дело обрело другой оборот – Нара Габараева обвинили в ложном доносе. Общественник себя виновным не признает и от требований своих не отказывается:
«Любой гражданин имеет право на получение информации от должностного лица, если она не составляет государственную тайну. А статья 140 УК РФ прямо говорит, что отказ в предоставлении гражданину информации является уголовно наказуемым деянием. Но вот моя просьба показать диплом не является ложным доносом. Даже если у него десять дипломов, он по закону должен был предоставить мне информацию».
Первое уголовное дело по этому поводу было возбуждено Генеральной прокуратурой в октябре 2016 года. Нар его обжаловал как незаконное. Он указал в жалобе, что сторона обвинения не предоставила суду дипломов, т.е. факт его лжи не доказан. Горсуд жалобу отклонил, тогда Нар обратился в кассационную инстанцию.
Кассационная инстанция признала аргументы Габараева обоснованными и вернула жалобу на повторное рассмотрение. Завтра должно состояться судебное заседание.
За это время Генпрокуратура передала городской прокуратуре дело «о ложном доносе», которое, казалось бы, уже в суде, и городская прокуратура возбудилась по новой. По словам Нара, и дело за тем же номером, и папка та же с теми же документами. 24 марта Нара вызвали на допрос по новому-старому делу. 25-го он подал в городскую прокуратуру ходатайство с просьбой объяснить, по какой причине нарушается его конституционное право на информацию, почему против него возбуждается второе делу по оной жалобе, которая к тому же еще рассматривается в суде.
По закону до ответа на ходатайство его беспокоить не должны были, но сегодня все-таки вызвали на допрос, говорит Нар Габараев:
«Ходатайство мое спрятали. Следователь категорически отказывается, говорит, что он ничего не получал. Я ему говорю, мол, зайди в канцелярию и возьми. Не хочет – не получал и все! Сотрудник канцелярии сама при мне сказала ему: «Я тебе передавала ходатайство». Отказывается человек. Вызывает меня сегодня на допрос, как будто в первый раз. Я прихожу, спрашиваю, где мой адвокат. Мне назначили одного, но найти не могут. Стали назначать другого. Искали, кого-то вызывали, но не нашли. Я им сказал, что пошел домой готовиться к завтрашнему суду. Как только я вышел, они сразу направили в милицию заявление о розыске. Я об этом ни сном ни духом. Домой прихожу, а соседи говорят, что менты приходили, спрашивали, где ты. Я прогуляться пошел, зашел в городскую милицию. Они мне: «О-о-о заходи-заходи!» Посадили в машину и отвезли в прокуратуру. При этом ничего мне не показали».
По словам Габараева, ничего нового ему в прокуратуре не рассказали. Пожурили, мол, нехорошо – оказываешь давление на президента, и отпустили под подписку о невыезде.
Югоосетинский правозащитник Фатима Маргиева говорит, что это не первый и не последний случай произвола правоохранителей. В маленькой республике, где все друг друга знают и где мало инстанций, куда можно пожаловаться, человеку просто невозможно защититься от произвола представителей государства. Единственный выход – искать защиту в российском посольстве, но на примере своего сына Дмитрия Калоева она убедилась, что российские дипломаты не спешат вмешиваться в ситуацию, когда речь идет не просто о россиянах, но о лицах с двойным гражданством:
«Двойное гражданство делает нас людьми второго сорта. Разве в Конституции России написано, что если у российского гражданина есть еще и югоосетинский паспорт, то Россия не будет его защищать? Мы знаем, что в МВД есть представитель России, но не заметно, чтобы он что-то делал. Есть такой представитель и в прокуратуре, но мы не можем с ними встретиться, такое впечатление, что их скрывают от нас. Они ничего не делают для населения. А тогда какая нам разница, есть они или нет, если мы не можем к ним обращаться».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия