Анатолий Баранкевич, бывший министр обороны и глава Совбеза Южной Осетии, приехал в Цхинвал поддержать на выборах действующего президента Леонида Тибилова. Ярый критик экс-президента Эдуарда Кокойты уже выступал на стороне оппозиции в 2011 году. Теперь в Цхинвале ждут его телевизионного обращения, которое анонсировано на завтра.
Анатолий Баранкевич приехал работать в республику в 2004 году на должность министра обороны. В 2006 году возглавил Совет безопасности Южной Осетии. Однако слава пришла к генералу в 2008 году, когда Баранкевич, в отличие от многих чиновников, не покинул Цхинвал и принял активное участие в обороне города. Именно во время августовской войны 2008 года генерал приобрел славу народного героя и одновременно нажил личного врага в лице экс-президента Эдуарда Кокойты, который не смог скрыть недовольства из-за роста популярности подчиненного. Митинг 20 августа 2008 года и громкие овации, адресованные ему цхинвальцами, как рассказывал позже в интервью сам Баранкевич, стали его «лебединой песней». Один из бывших югоосетинских чиновников, не пожелавший представиться, вспоминал сегодня, что экс-президент Кокойты устроил целую кампанию по травле генерала, рекомендуя чиновникам и общественным деятелям выступить с осуждением его «военных бахвальств»». Участвовал в ней и нынешний кандидат в президенты Анатолий Бибилов, которому бывшие оппозиционеры до сих пор не могут простить этот факт политической биографии.
Генерал уехал из республики, но объявился вновь во время протестных событий 2011 года, встав рядом с оппозицией, требовавшей отставки Эдуарда Кокойты. Затем после повторных выборов, в результате которых к власти пришел действующий президент Леонид Тибилов, проработал какое-то время в администрации правительства и, оставив свой пост без объяснения причин, вновь покинул Южную Осетию.
По признанию депутата парламента Зиты Бесаевой, решение Анатолия Баранкевича принять участие в предвыборной кампании не стало для нее неожиданностью:
«Даже чисто визуально он вызывает положительные эмоции, не говоря даже о том, что в тяжелый период для республики он вложил себя, проявил себя как гражданин Республики Южная Осетия. Я считаю, что он молодец. И он как офицер, военный человек достоин того, чтобы мы признавали ту лепту, которую он внес в тяжелый период жизни нашей республики. То, что он принял решение приехать, связано наверняка с тем, что он болеет душой за нашу республику, и ему есть что сказать оппонентам Леонида Харитоновича. Поэтому он, наверное, и посчитал своим долгом приехать и поддержать его».
Аэлита Джиоева, которая не просто работала с Анатолием Баранкевичем, но принимала активное участие в акциях протеста 2011 года, а сейчас работает на предвыборный штаб Леонида Тибилова, появление генерала в Южной Осетии прокомментировала так:
«С одной стороны, для меня это было неожиданно, с другой стороны – приятно, потому что Анатолий Константинович – уважаемый народом человек, для нас – символ героизма, и есть за что. Даже на прошлых выборах (2011 года) были люди, которые со мной разговаривали на тему, что победит Бибилов. И я им тогда объясняла, что этого априори не может быть. Они не понимали почему. То есть это были технологи, кураторы из Москвы. Люди, которые сидели в подвалах и не знали, что их ждет в эти страшные пять дней, для них было важно, кто с ними рядом. И с ними рядом, помимо тех, кто остался, был один из тех, кто, в принципе, мог встать и уехать, потому что ничего его не обязывало быть с нами. Но то, как мы по рации ловили его слова, когда он говорил: ребята, я с вами и все хорошо, – слова поддержки, слова, что он бок о бок с нашими ребятами, с нашими парнями, дорогого стоило. И для народа это был символ победы, символ поддержки. И каждый говорил: Баранкевич с нами!»
Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов, предлагает посмотреть на ситуацию с «возвращением» Анатолия Баранкевича с другой точки зрения. По его мнению, со стороны предвыборного штаба действующего президента прослеживается попытка воскресить призраки шестилетней давности – воссоздать ситуацию снежной зимы 2011 года и привлечь к предвыборной кампании основных действующих лиц, чтобы добиться тех же результатов. Но дежавю, говорит эксперт, может и не получиться: расклад общественно-политических сил изменился уже к 2014 году, когда силы, сыгравшие решающую роль в 2011-2012 годах, потерпели поражение на парламентских выборах. По мнению эксперта, может назреть новый конфликт с окружением Тибилова, которое сделало все для устранения активных лидеров оппозиции из власти:
«Баранкевич все-таки не так успел разочаровать ожидания населения, но в то же время всем понятно, что он занимал малозначимую должность руководителя аппарата правительства, фактически не влияя на принимаемые решения. И его уход с этой должности произошел вследствие конфликта с ключевыми фигурами команды действующего президента. Точно так же, как и увольнение Аллы Джиоевой. Поэтому, я думаю, что попытка использовать былой рейтинг и былой имидж этих фигур не даст такого эффекта, на который рассчитывают авторы этой затеи, потому что неминуемо встанет вопрос, и поставят его либо избиратели, либо оппоненты: что даже если Алла Джиоева и Анатолий Баранкевич получат какие-то должности в случае победы действующего президента, то, вероятнее всего, их ждет та же участь, что и после 2012 года. Их могут снова задвинуть в угол и уже окончательно отправить на заслуженный, в кавычках, отдых».
По неподтвержденной информации, завтра Анатолий Баранкевич выступит по югоосетинскому телевидению. Ответить на вопросы «Эха Кавказа» Анатолий Константинович тоже пообещал в среду.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия