В Грузии находится делегация Венецианской комиссии во главе с ее секретарем Томасом Маркертом. Группа международных экспертов прибыла в Тбилиси, чтобы ознакомиться с ходом работы конституционной комиссии, которая занимается поправками в основной закон страны. Ранее власти Грузии пообещали учесть все замечания Венецианской комиссии в процессе разработки новой Конституции.
«Действующая Конституция Грузии является хорошим текстом, однако его можно усовершенствовать», – это сказал председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио во время своего последнего визита в страну в январе этого года.
После этого текст откорректировали, однако процесс разработки поправок в основной закон страны сопровождался и продолжает сопровождаться взаимными обвинениями власти и оппозиции. И те и другие апеллируют к Европе – мол, пусть нас рассудят европейские эксперты в области конституционного права. Сегодня в Тбилиси прибыла делегация Венецианской комиссии во главе с ее секретарем. Впрочем, вопреки ожиданиям, Томас Маркерт предпочел ограничиться осторожным комментарием:
«Мы проведем встречи с председателем парламента, его заместителем и рабочей группой конституционной комиссии. Это рабочий визит, в рамках которого мы ознакомимся с существующим положением вещей. На данном этапе мы не планируем давать рекомендации. Наша цель – детальное рассмотрение текста документа. Что касается избирательной системы, то я воздержусь от комментариев».
Оппозиция же молчать не намерена. Противники власти обещают указать представителям Венецианской комиссии на целый ряд несоответствий международным стандартам предлагаемых правящим большинством поправок. По мнению председателя политического движения «Государство для народа» Ники Мачутадзе, в случае принятия той конституционной модели, которую озвучивают члены «Грузинской мечты», в Грузии начнется диктатура премьер-министра:
«Это не будет иметь ничего общего с демократическим процессом. Прямые выборы президента обязательно должны быть сохранены. Никто не может попрать право гражданина Грузии избирать главу своего государства. Никто не может разрушить институциональный порядок. Переход на косвенное избрание президента Грузии будет разрушением государственной институциональной модели».
Прямые выборы главы государства необходимы также для того, чтобы у страны был главнокомандующий и арбитр с высокой легитимацией, а страной не управляли неформальные лидеры, считают оппозиционеры. Поэтому изменения в избирательный процесс являются наиважнейшими и наиболее принципиальными, говорит член конституционной комиссии, председатель «Свободных демократов» Шалва Шавгулидзе:
«Понятно, что правительство согласно на переход на пропорциональную систему, но заявляет о каких-то оговорках. Например, что нераспределенные мандаты полностью должны быть отданы правящей силе. Если новый парламент будет избран по справедливой избирательной системе, избрание таким парламентом президента вместо всеобщих выборов для нас приемлемо. Но если избирательные правила останутся несправедливыми, в таком случае избрание президента таким парламентом будет означать, что правящая сила назначит президентом угодное себе лицо».
По словам оппонентов власти, согласно предложению «Грузинской мечты», вышедшая на первое место партия фактически присвоит от 40 до 50 мандатов. И, в случае проведения выборов таким путем, ни парламент, ни правительство не будут отражать волю народа, говорит директор НПО «Справедливые выборы» Михаил Бенидзе:
«С одной стороны, есть предложение полностью перейти на пропорциональную систему, но, с другой стороны, идут разговоры о довольно странном распределении высвобожденных мандатов, согласно которому все нераспределенные мандаты достанутся партии, вышедшей на первое место. Нам кажется, что это несправедливо. Мы выступаем за то, чтобы высвободившиеся мандаты были поделены между всеми партиями, преодолевшими избирательный барьер».
Впрочем, в правящей партии призывают своих визави не паниковать. По словам вице-спикера парламента от «Грузинской мечты» Тамар Чугошвили, у прибывших в Тбилиси экспертов уже есть черновик всех изменений, подготовленных конституционной комиссией:
«Как только конституционная комиссия соглашается по поводу какой-либо статьи, мы отправляем экспертам англоязычную версию. Соответственно, они обладают полной информацией о деятельности комиссии. После того как окончательный вариант законопроекта будет готов, они вышлют свои рекомендации и опубликуют свое мнение».
При этом Чугошвили добавила, что со стороны экспертов Венецианской комиссии не было сделано никаких замечаний и не выражено никакого беспокойства по поводу изменения порядка избрания президента Грузии. По ее словам, члены делегации были неверно проинформированы в связи с урезанием функций главы государства. Однако на встрече, в которой принимал участие председатель парламента Ираклий Кобахидзе, европейским экспертам якобы были даны точные пояснения, вследствие чего «полностью сняты вопросы, существовавшие до этого».
Означает ли это, что Венецианская комиссия, ранее раскритиковавшая целый ряд положений готовящегося проекта поправок в Конституцию, изменила свое мнение, пока сказать трудно. Сами эксперты упорно отказываются от комментариев.