В течение месяца Европейский суд по правам человека вынес два решения по жалобам, связанным с похищением людей на территории Ингушетии. В обоих случаях суд признал российские власти виновными в неэффективном расследовании похищений, но только в одном случае ответственность за эти преступления суд возложил на государственные структуры.
21 февраля Европейский суд по правам человека присудил 65 тысяч евро компенсации родственникам похищенного жителя Ингушетии Ибрагима Куштова. Ибрагим пропал в конце января 2006 года после того, как неизвестные вооруженные люди остановили его машину на окраине станицы Троицкая. Очевидцы этого преступления видели нескольких человек, одетых в черную военную форму, в масках и без них, избивавших Ибрагима прямо на дороге. Когда он попытался убежать, мужчину ранили из огнестрельного оружия, затолкали в машину «Нива» белого цвета без номеров и увезли в неизвестном направлении. По словам родственников, Ибрагим Куштов не был причастен к противоправным действиям, но силовики могли забрать его в качестве заложника, чтобы установить местонахождение старшего брата, Исы Куштова, находившегося в то время в федеральном розыске по подозрению в причастности к вооруженному подполью. Родственники похищенного обращались в различные правоохранительные органы с письмами и жалобами в попытках получить информацию о местонахождении Ибрагима.
15 февраля 2006 г. прокуратура Ингушетии возбудила уголовное дело по данному факту, но уже 22 октября 2006 года предварительное следствие было приостановлено. В 2007 году Куштовы обратились за помощью в правозащитную организацию «Правовая инициатива», где им помогли составить и направить жалобу в Европейский суд по правам человека. В жалобе говорится о том, что «российские органы власти оказались неспособными провести соответствующее расследование по делу об исчезновении Ибрагима, установить его местонахождение и призвать к ответственности виновных». Заявители утверждали, что имели место нарушения нескольких статьей Европейской конвенции по правам человека: права на жизнь, права на личную свободу и нарушение права на эффективные средства правовой защиты. До сих пор ничего не известно о дальнейшей судьбе Ибрагима Куштова, и вряд ли решение суда поможет в установлении его местонахождения.
Зато жертвы другого похищения остались живы и сами смогут получить денежную компенсацию за совершенное против них преступление. 14 марта Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобу председателя совета правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова и трех журналистов телекомпании РЕН-ТВ Артема Высоцкого, Станислава Горячих и Карена Сахинова. Заявители жаловались на незаконное лишение свободы и жестокое обращение со стороны представителей государства, а также на изъятие вещей и отсутствие эффективного расследования инцидента властями. В ночь на 24 ноября 2007 года заявителей похитили из гостиницы «Асса» в г. Назрани. Вооруженные люди в камуфляжной форме с закрытыми лицами ворвались в номера и, не дав своим жертвам опомниться, избили их, а затем с черными пакетами на головах, без верхней одежды и обуви выволокли на улицу и усадили в микроавтобус. Забрали также личные вещи Орлова и его товарищей по несчастью. Больше всего похитителей интересовала телевизионная аппаратура журналистов. Машина с захваченными людьми ехала более часа, причем не по задворкам и проселкам, а по хорошей трассе, и только в конце пути свернула на ухабистую дорогу и через короткое время остановилась. Похищенных высадили в открытом поле. Последовала команда: «Ликвидировать с глушителем», но убивать не стали. Еще раз избив их, Орлову и журналистам приказали лежать до тех пор, пока машина не отъедет, а также посоветовали убираться из республики и больше не попадаться на глаза похитителям. Около часа понадобилось похищенным, чтобы добраться до ближайшего участка милиции в станице Нестеровская. 24 ноября следственные органы возбудили уголовное дело о незаконном проникновении в жилище, воспрепятствовании деятельности журналистов и вооруженном грабеже. Заявители прошли медицинское освидетельствование, в ходе которого у них были установлены многочисленные синяки и ушибы. Всех четверых признали потерпевшими по этому делу, но самого факта похищения следователи как будто не заметили. В мае 2008 года расследование дела и вовсе приостановили в связи с невозможностью установить подозреваемых. В январе 2009 года Орлов запросил для ознакомления материалы уголовного дела, но получил только часть документов. В апреле того же года Орлов обжаловал в районном суде Ингушетии отказ следователя в доступе ко всем материалам уголовного дела. Суд не удовлетворил данный иск, а Верховный суд республики оставил в силе решение районного суда. 8 декабря 2009 года при содействии юристов ПЦ «Мемориал» пострадавшие обратились с жалобой в ЕСПЧ.
Российские власти не отрицали версию событий, представленную заявителями, но при этом утверждали, что представители государства не несут ответственности за преступление. Между тем с самого начала расследования в распоряжении следствия имелась информация о причастности силовых структур к этому преступлению. Однако необходимые шаги для его раскрытия сделаны не были.
Среди фактов дела ЕСПЧ особо отметил, что перед приездом похитителей со входа в гостиницу «Асса» была снята охрана, несмотря на то, что в ней остановились высокопоставленные представители МВД. Кроме того, особое внимание суда привлекли свидетельства персонала гостиницы о том, что похитители были сотрудниками правоохранительных органов.
Примечательно, что Орлов и журналисты РЕН-ТВ в ноябре 2007 года приехали в Ингушетию наблюдать за митингом ингушской оппозиции, протестовавшей как раз таки против похищений и бессудных казней, против безнаказанности силовиков.
И те преступления по-прежнему остаются нераскрытыми, а российские власти, по словам Олега Орлова, продолжают выплачивать по решениям ЕСПЧ что-то вроде «налога на беззаконие и безнаказанность».