Сухумские бани «Стамбул» являются памятником историко-культурного наследия. Недавно появился застройщик, который начал их сносить, однако Управление по строительству и архитектуре администрации г. Сухума остановило снос. Судьбу здания должен решить научно-методический совет при Министерстве культуры Абхазии.
Сухумские турецкие бани «Стамбул» были построены в 1913 году архитектором А. Баммэ. Они составляли единый комплекс со зданием меблированных номеров «Европа». Хозяином бань был Мурат Бениат-оглы, греческий купец, который занимался продажей табака. Комплекс находился в самом центре города на углу проспекта Мира и улицы Фрунзе (ныне угол улиц Аиаира и Аидгылара). В советское время здесь была городская баня №2.
Все взрослые жители Сухума, думаю, прекрасно помнят этот объект. В советские времена здесь работали самые популярные городские бани. По выходным дням в длинном ряду венских стульев в узком коридоре, отделявшем мужской зал от женского, свободных мест почти никогда не было. Клиенты сидели в ожидании своей очереди. Внутренние залы и номера были отделаны белым мрамором, раковины были большими и тоже мраморными, а краны – массивными, медными и искусно сделанными. Баню венчал купол с маленькими круглыми отверстиями, через которые проникал солнечный свет, и в его лучах клубился водяной пар.
После войны бани прекратили функционировать и на протяжении всех послевоенных лет зарастали колючкой и кустарником. Во внутреннем дворе был типичный сухумский «шанхай» с крохотными пристройками и узкими витыми лестницами. Легко понять Олега Владимировича Пилия, владельца ООО «Камелот-2008», который решил освоить этот лакомый кусочек в самом сердце города. Удивительным образом при полной поддержке и одобрении чиновников и президента Сергея Багапша ему удалось исключить бани «Стамбул» из списка объектов историко-культурного наследия, а потом добиться распоряжения о сносе здания. После чего он стал арендатором участка земли площадью 0,1 га, на котором намеревался построить офисное здание.
Хронология событий такова: 5 сентября 2008 года три специалиста Государственного управления по архитектуре и строительству составили и подписали «акт визуального осмотра здания бани №2» и зафиксировали 100%-ный износ кровли, 100%-ное отсутствие окон, дверей и сантехники и установили общий износ здания на 78%. На основании этого акта здание было признано ветхим и подлежащим сносу. Через пять дней, 10 сентября, начальник Управления охраны историко-культурного наследия Вадим Бжания направил президенту ходатайство об изъятии из Государственного списка объектов историко-культурного наследия здания бань «Стамбул», а 23 октября президент Сергей Багапш подписал указ об изъятии объекта из государственного реестра. Через месяц, 24 ноября, мэр Сухума Алиас Лабахуа подписал распоряжение о выделении участка земли площадью 0,1 га под строительство офисного здания ООО «Камелот-2008». В распоряжении мэра оговаривалось, что участок предоставляется в аренду на пять лет. Арендатора обязали в трехмесячный срок составить проектно-сметную документацию, в шестимесячный срок предоставить ее для согласования и утверждения, а в двухгодичный срок завершить строительство офисного здания.
И вот прошло девять лет. Арендатор вспомнил о своем кусочке земли и начал действовать. Рассказывает заместитель главного архитектора г. Сухума Тимур Зантария: «Они должны были в двухгодичный срок сделать проект и начать строительство. Они в срок не уложились. Сейчас они самовольно начали расчищать территорию. Расчищать можно, но строительство без продления распоряжения они начинать не имеют права. На месте бань что происходит? Там очень захламлено было, там целый лес вырос. Они убирали эту часть. Но начали с того, что часть этих бань снесли, одна из арок упала. Сейчас мы их приостановили. Они ждут решения научно-методического совета при Министерстве культуры».
Казус состоит в том, что бани «Стамбул», исключенные из списка объектов историко-культурного наследия в 2008 году, сегодня непонятным образом снова оказались в этом списке. Арендатор, который уже оформил списание здания бань, но не успел их снести, чтобы освободить участок под строительство офисного центра, столкнулся с тем, что ему надо начинать весь процесс сначала. Естественно, он сетует на произвол чиновников и намерен доказывать свои права.
Сегодня от здания бань, к сожалению, почти ничего не осталось. Возможно, раньше его еще можно было спасти. Теперь уже бесполезно строить предположения о том, что там, например, мог бы разместиться музей городского быта или какой-нибудь музей городской культуры. Возможно, там был бы уместен спа-салон или что-то в таком духе. Но все это требует фантазии и любви к истории и культуре своего города. Куда проще снести исторический объект и построить на его месте очередное офисное здание.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия