Согласно постановлению ЕСПЧ, правительство Грузии будет ответчиком по делу телекомпании «Рустави 2». Слушания начнутся в ближайшие дни. Тем временем премьер-министр Грузии Ираклий Квирикашвили на встрече с представителями неправительственного сектора и СМИ предложил создать институт медиа-омбудсмена. По мнению экспертов, власти таким образом пытаются сбить накал страстей и избежать политического кризиса, связанного с делом «Рустави 2».
Инициатором сегодняшней встречи выступило само правительство Грузии. В ходе дискуссии Георгий Квирикашвили заверил, что правительство Грузии уважительно относится к решению, принятому Европейским судом по правам человека по делу «Рустави 2»:
«Главенство права, защита прав человека, в том числе, защита свободы слова и независимость судебной системы являются результатом проводимой нами политики, поэтому их защита является первоочередным приоритетом для правительства. Поэтому в этом направлении не должно быть никаких вопросов. Именно с этой целью я предлагаю создать институт медиа-омбудсмена, куда будут приглашены правозащитники, пользующиеся мировой репутацией. Я приглашаю к сотрудничеству специалистов мирового уровня, которые своей деятельностью доказали свой профессионализм», – заявил премьер.
По мнению одного из участников встречи, эксперта в области СМИ Звиада Коридзе, власти чувствуют, что попали в тупик после беспрецедентного решения Европейского суда, который в минувшую пятницу запретил правительству Грузии исполнять решение Верховного суда от 2 марта по передаче телекомпании «Рустави 2» в собственность Кибару Халваши до рассмотрения внесенного адвокатами «Рустави 2» иска по существу.
«Инициатива премьера мне показалась спонтанной и сырой. Он явно растерян и пытается избежать перерастания напряжения вокруг «Рустави 2» в политическое противостояние. Иначе непонятно, для чего создавать институт тогда, когда кризис зашел настолько далеко. В своем заявлении Квирикашвили подчеркнул, что свобода слова является основным завоеванием нынешних властей. От кого будет защищать СМИ медиа-омбудсмен, если власти приписывают себе в актив их свободу? Думаю, эти заявления в основном рассчитаны на внешнюю аудиторию. Сейчас нужно выступать не с непонятными инициативами, а спокойно дождаться решения Европейского суда, чтобы понять, насколько правильным было решение Верховного суда Грузии», – считает Звиад Коридзе.
Между тем сегодня представители НПО, СМИ и политических партий по отдельности направили свои заверенные подписями обращения в ЕСПЧ.
НПО «42-я статья Конституции» является одним из участников обращения. Как говорит председатель организации Дмитрий Хачидзе, в ходе процесса вокруг «Рустави 2» со стороны властей изначально просматривался политический интерес, что вылилось в поспешное решение Верховного суда. Подписанты выразили надежду, что Европейский суд приостановит решение ВС Грузии не на время, а до окончательного прояснения вопроса, заявил Дмитрий Хачидзе:
«Мы считаем, что основным мотивом Верховного суда было ограничение редакционной политики и независимости телекомпании, а не спор бизнес-субъектов, как это преподносится со стороны властей. Кое-кому, может, не нравится субъективность и тенденциозность этого канала, однако это не должно стать поводом для его судебного преследования. Мы вправе не смотреть его передачи, если нам они не по душе».
Ближе к вечеру с неожиданным визитом Страсбург посетил глава МИДа Грузии Михаил Джанелидзе, который встретился с председателем Европейского суда по правам человека Гидо Раймондом. И хотя, по заверениям министра, на встрече речь о «Рустави 2» не шла, эксперты не сомневаются об истинных мотивах этого визита.