Сегодня в Ленингоре должна была состояться встреча президента Южной Осетии Леонида Тибилова с жителями района. Предполагалось, что на ней ленингорцы смогут донести до руководства волнующие их вопросы. По непонятным причинам встреча не состоялась.
Сегодня в 11 часов утра в здании Ленингорской районной администрации должна была состояться встреча жителей района с президентом Леонидом Тибиловым.
Об этом заблаговременно, еще на прошлой неделе, оповестили местное население через сотрудников бюджетных организаций.
В последний момент, говорит гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили, стало известно, что встреча с президентом переносится на неопределенный срок, вместо нее был организован прием граждан сотрудниками администрации президента:
«В кабинете вместе с цхинвальскими чиновниками сидели председатель поселкового совета Ленингора и представители разных ведомств. Думаю, ошибались те, кто посчитал, что наши люди настолько смелые, чтобы жаловаться на представителей власти в их же присутствии».
Правда, в фойе здания районной администрации был организован прием обращений граждан к президенту. Каждый мог написать о наболевшем.
По наблюдениям Тамары Меаракишвили, народ готовился к предстоящей встрече. С одной стороны, начальство обязывало быть на мероприятии бюджетников. С другой – готовились к встрече и люди, не обремененные обязательствами перед начальством. В кругу знакомых они обсуждали, какие вопросы считают главными, как их лучше сформулировать, чтобы задать президенту. На выходных Тамара провела некоторое подобие опроса среди знакомых и выделила для себя перечень вопросов, которые больше всего волнуют ленигорцев.
Пожалуй, главный из них, говорит Тамара, является вопрос получения югоосетинского гражданства. Во время прошлой избирательной кампании президент обещал упростить эту процедуру для жителей района. Более того, в одностороннем порядке, без оглядки на Тбилиси, он обещал предоставить ленингорцам право на двойное гражданство. Вместо этого людей ждала изнурительная эпопея по замене пропусков.
Среди первых по актуальности и проблема трудоустройства. Точнее – распределения должностей, которое, по мнению местных жителей, происходит несправедливо. Одни, «блатные», занимают сразу несколько должностей, считается, что они одновременно выходят на работу сразу в нескольких населенных пунктах. А в это время другие сидят без работы.
Сегодняшний Ленингор напоминает Цхинвал четырехлетней давности. Поселок перекопали, чтобы проложить водопровод. Водоснабжение не наладили, зато поселок утопает в грязи. Интересуются местные жители и тем, по каким нормативным актам в районе идет отчуждение государственной собственности в пользу чиновников – без объявлений в газетах о готовящейся приватизации и без аукционов. Говорит Тамара Меаракишвили:
«Большие территории, здания в один прекрасный день становятся собственностью чиновников. Например, здание и большая территория МЧС присоединил к своей усадьбе живущий по соседству начальник отдела образования. На территории рынка нескольким чиновникам отдали торговые помещения. Они не единственные, кто хотел бы приобрести землю или недвижимость, поэтому люди интересуются: как это все происходит?»
Из соображений безопасности пункт упрощенного пересечения границы с Грузией на праздничные дни закрывают. Это правило не предусматривает исключений. Например, в случае необходимости предоставления больному экстренной медицинской помощи в Грузии. Правда, такие вопросы может решить глава района, но прикомандированное в район начальство, как правило, на выходные уезжает домой, говорит Тамара Меаракишвили:
«30 декабря, когда уже закрыли дорогу на новогодние праздники, у местного жителя Омара Сабанова случился сердечный приступ. Врачи и родственники больного три часа просили на посту разрешения, чтобы их пропустили, дали возможность отвезти больного в клинику Тбилиси. Главы администрации тогда не было в районе, поэтому так долго решался вопрос. В конечном итоге их пропустили, но время было потеряно, и человек умер. Это уже не первый случай, когда из-за задержки на границе умирает человек. Люди просят, чтобы в таких случаях пропускали без проволочек».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия