Югоосетинские пограничники и таможенники, а также представители КГБ республики всю неделю наблюдают за работой пункта упрощенного пропуска в Ленингорском районе. Официальная цель мониторинга – вывод из тени поставок овощей и фруктов.
Пункт упрощенного пересечения границы в селе Раздахан в Ленингорском районе – единственный, через который жители поселка могут попасть в Грузию. По официальным данным, в течение дня границу пересекает более тысячи человек, из Грузии в республику ввозят до 200 тонн сельскохозяйственной продукции. С утра на границе скапливалась колонна машин, которые целый день ждали своей очереди, образовав заторы. Несколько дней назад для торговцев открыли вторую линию, чтобы разгрузить движение.
По закону на пассажира полагается 50 килограммов ручной клади. Как объясняют российские пограничники, так удобнее для досмотра и контроля. К существующим правилам приспособились и ленингорские торговцы. Они делят свой товар на нейтральной территории и по частям ввозят в район. Как правило, торговцы договариваются с местными жителями, чтобы во время регистрации на их имя было оформлено 50 кг груза. В день владельцы овощных магазинов могут нанять минимум 10 человек. Каждому «перевозчику» они платят по 10 лари. Ленингорцы рады возможности заработать, и они каждый день рано утром отправляются на границу.
Цены на овощи и фрукты в Ленингоре в два раза выше, чем в Грузии. Цхинвальские торговцы покупают товар у ленингорцев и перепродают еще дороже.
На дороговизну овощей и фруктов в Цхинвале жалуются многие местные жители. Они надеются, что правительству удастся урегулировать цены. 53-летний житель Цхинвала Валерий Бестаев не может скрыть раздражения, делая покупки на местном рынке:
«Здесь такие ужасные цены, человек с ума сойдет! Разве можно фрукты и овощи в сезон так дорого продавать? Яблоки стоят минимум 100 рублей. К тому же мы живем в краю яблок! Продавцы оправдываются, что они ввозят (товар) из Грузии. Все знают, что в Грузии фрукты и овощи дешевле. Если так трудно везти продукты и поэтому так продают, зачем они нужны?»
Надя Н. торгует в Цхинвале меньше трех месяцев. У нее небольшой овощной магазин. Женщина говорит, что издержки на границе приходится покрывать за счет потребительских цен:
«В Грузии, естественно, вообще все дешевле. Помидоры (розовые) там стоят 30-40 рублей, а здесь у нас – 80. Когда они возят сюда из Грузии (овощи и фрукты), они 30 тысяч платят за КАМАЗ. Получается вот такая сумма. В Грузию мы уезжаем через Ленингор. Там же граница есть, вот там чистят, как могут».
Интересно, что не дешевле импортных и продукция югоосетинских фермеров. Их в основном привозят из Цхинвальского и Знаурского районов и продают на маленьком рынке города или прямо на улицах. Югоосетинские фермеры объясняют дороговизну небольшим урожаем экологически чистых продуктов. Говорит Валерий Бестаев:
«Торговцы говорят, что это местная продукция, в ней нет никаких нитратов, никаких химикатов и поэтому так дорого. Что это за объяснение!»
Официального налога на границе пока не существует. Но это может измениться. 17 августа в Ленингоре побывал заместитель председателя правительства Южной Осетии Дмитрий Козаев и заявил о необходимости вывести импорт из тени. Козаев отметил, что республика не может игнорировать возможности пополнения бюджета, существующие на КПП «Раздахан». При этом чиновник отметил, что конкретные шаги будут зависеть от итогов мониторинга.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия