2016 год Грузия провела в ожидании визовой либерализации с ЕС и четких решений на Варшавском саммите НАТО по вопросу интеграции страны в альянс. Какими событиями внешнеполитической жизни Грузии был еще ознаменован 2016 год?
Апрель 2017 года – это, предположительно, то время, с которого граждане Грузии смогут воспользоваться безвизовым режимом для въезда в страны Шенгенской зоны. В начале 2016 года мало кто предполагал, что процесс затянется почти на год. С учетом всех формальностей в Брюсселе тогда предрекали, что безвизовый режим вступит в силу в июле 2016-го. Но процесс затормозился. К тому времени разбушевался кризис мигрантов в Европе, потом среди ясного неба громом прогремел Brexit – Британия вышла из ЕС, следом свою «лепту» внесла и сеть грузинских криминалов, ставшая головной болью европейских правоохранителей. Германия и ряд других стран Старой Европы настоятельно требовали связать вопрос безвизового режима с разработкой и принятием сдерживающего механизма, который позволит странам легко реагировать на нарушения его условий.
Консенсус был достигнут 8 декабря. Комитет Европарламента по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам (LIBE) поддержал принятие т.н. механизма быстрого приостановления безвизового режима для третьих стран. Одним из первых на достижение компромисса откликнулся президент Европейского Совета Дональд Туск. Причем граждан Грузии он в Twitter поздравил на грузинском языке:
«Результат почти достигнут. Обсуждение механизма приостановки завершено. Настает черед последних шагов для безвизовых поездок граждан Украины и Грузии».
Но последние шаги могут растянуться еще пару месяцев: согласование текста, его утверждение, потом перевод на все языки стран-членов ЕС, обнародование в журнале ЕС, и лишь на 21-й день после официального одобрения безвизовый режим вступит в силу. Предположительно, это будет весной 2017 года.
Затянувшийся процесс достижения консенсуса в ЕС изрядно напряг представителей грузинских властей. 30 ноября министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе, выступая на конференции под названием «Визовая либерализация как инструмент внешней политики ЕС», заявил о том, что Грузия «оказалась заложницей институционных дебатов, что плохо отражается на духе хорошего партнерства». Он подчеркнул, что это способствует зарождению евроскептицизма в Грузии. Напомнил европейским партнерам Михаил Джанелидзе и о другом:
«У грузин все еще есть приятные воспоминания о советских временах, когда за 37 рублей можно было в любое время без препятствий слетать в Москву. Мы должны разрушить эти стереотипы. Мы должны сделать доступными европейские столицы для грузин».
В свою очередь, 2 декабря в ходе первого зарубежного визита в Брюссель после победы «Грузинской мечты» на парламентских выборах, премьер-министр Георгий Квирикашвили заверил европейских партнеров, что, несмотря на все трудности и препоны, Грузия с европейского пути не свернет:
«Взятое нами на себя обязательство – неизменно. Мы продолжим интенсивные и целенаправленные реформы, чтобы наша страна приблизилась к нормам и стандартам ЕС. С нетерпением ожидаем обновленного варианта повестки дня ассоциации, которым будем руководствоваться в последующие четыре года».
Тогда глава правительства Грузии принимал поздравления от лидеров ЕС за успешно проведенные выборы и реформы. Впрочем, были слышны и рекомендации о необходимости продолжения реформ в правоохранительных органах, в прокуратуре, в избирательной системе. Вот что говорил в феврале 2016 года президент Европейского Совета Дональд Туск в Брюсселе после встречи с грузинским премьером:
«Мы говорили о предстоящих парламентских выборах в Грузии и согласились, что свобода и плюрализм СМИ, живая и свободная политическая среда особенно важны для проведения успешных выборов. Мы говорили о реформировании судебной системы, верховенстве закона и о положении прав человека в Грузии. Евросоюз со своей стороны готов и впредь содействовать процессу реформ, которые улучшат эти сферы. Также мы (Евросоюз) отметили важность того, чтобы расследование уголовных дел и правовое преследование опирались на конкретные факты, были прозрачными и непредвзятыми», – подчеркнул Туск.
Особый интерес вызывал судебный процесс по делу оппозиционной телекомпании «Рустави 2». Западные партнеры неоднократно говорили о важности беспристрастного и свободного от политического давления судопроизводства. По решению судов двух инстанций, активы телекомпании должны перейти к бывшим владельцам телекомпании. Однако оппоненты власти и часть правозащитных НПО считают, что за этим судебным решением стоит интерес правящей силы «Грузинская мечта» – желание подчинить неподконтрольную ей телекомпанию.
Брюссель для Тбилиси притягателен вдвойне – помимо ЕС там расположена и штаб-квартира НАТО, сотрудничество с которой является неотъемлемой частью внешнеполитического курса Грузии. И она остается в числе тех стран, сотрудничество с которыми Североатлантический альянс считает приоритетным. Об этом 7 декабря после министериала НАТО в Брюсселе на уровне глав МИД говорил генсек НАТО Йенс Столтенберг:
«Мы продолжим оказывать поддержку нашим партнерам – Грузии, Украине и Молдове – в проведении важных реформ. Сегодня мы обсудили, каким образом НАТО может усилить кооперацию со своими партнерами в проведении военных учений и других мероприятий».
Грузия также примет активное участие в усилении военного присутствия и активности НАТО в регионе Черного моря. Детали этого сотрудничества пока уточняются. Зато четко по расписанию прошли два крупных военных учения.
В ноябре на военной базе Вазиани состоялись учения «НАТО-Грузия 2016». В них приняли участие 250 военнослужащих из Грузии и других стран – членов Североатлантического альянса. Это в Министерстве обороны Грузии было расценено, как признание прогресса, достигнутого страной в рамках пакета существенных мер НАТО-Грузия.
А полугодом ранее, с 11 по 24 мая, под Тбилиси были проведены масштабные международные военные учения «Достойный партнер-2016» (Noble Partner-2016). Впервые в подобных учениях были задействованы американские танки «Абрамс», которые специально для этого были доставлены в Грузию из Болгарии, а также БМП «Бредли» и вертолеты «Ирокез».
Одним из результатов этих учений стало создание в ВС Грузии первой официальной роты Сил быстрого реагирования НАТО. Сразу после завершения маневров в Тбилиси открылась международная конференция по обороне и безопасности, в которой принимал участие спецпредставитель генсека НАТО на Южном Кавказе и в Средней Азии Джеймс Аппатурай. Тогда он заявил, что после Варшавского саммита «Грузия будет больше представлена в НАТО», подтвердил, что она обязательно станет членом блока, однако не смог сказать, когда Тбилиси все же получит ПДЧ.
«Первое, над чем мы работаем, – это выполнение решений и задач в рамках усиленного Пакета мер содействия ускоренному вступлению Грузии в альянс. Второе – это новые идеи по поводу того, как существеннее улучшить возможности и способности Грузии в плане сотрудничества с НАТО. Третье – это политические отношения между Грузией и альянсом. Говорю вам, что Грузия будет представлена на Варшавском саммите и на последующих встречах под эгидой альянса больше и чаще, чем какая-либо другая страна-участница блока», – пообещал Аппатурай.
Повестка дня Варшавского саммита НАТО была заранее известна: лидеры стран-членов альянса утвердят план по увеличению военного присутствия в странах Балтии и Польше. Это обнадежило Грузию и Украину, поскольку эти меры предпринимаются в ответ на действия России. Об этом заявил 8 июля, в день открытия саммита, генсек НАТО Йенс Столтенберг:
«Мы увеличиваем наше военное присутствие в странах Балтии и Польше. И нет никаких сомнений в том, что мы это делаем в ответ на то, что Россия сделала в Украине. Никто не говорил о каком-либо нашем военном присутствии в Польше, странах Балтии и Украине до незаконной аннексии Крыма. То, что мы делаем, – это оборонительная мера, она соразмерна угрозам, и это полностью соответствует нашим международным обязательствам. И это никоим образом не оправдывает никакие реакции со стороны России».
На все это, по словам Столтенберга, ЕС ответил экономическими санкциями, а НАТО – максимальным наращиванием коллективной обороны со времен окончания холодной войны. Противостояние российской агрессии и пропаганде стало основным вызовом для ЕС и НАТО.
То, что из-за известных событий на Украине и Сирии процесс интеграции Грузии в НАТО чуть замедлился, признал госсекретарь Джон Керри в ходе своего июльского визита в Тбилиси. Но тут же поспешил отметить – «Грузия может рассчитывать на твердую помощь США». Тогда же был подписан меморандум об углублении партнерства между двумя государствами в сферах обороны и безопасности.
На совместном с премьер-министром Георгием Квирикашвили брифинге в Тбилиси Керри не скупился на лестные слова в адрес Грузии. Вспомнив о своем первом визите в Грузию, когда он еще был сенатором, Джон Керри недоумевал:
«Отведав в прошлый раз хачапури и прекрасное вино, я никак не могу понять, почему я не приехал сюда еще раньше».
Помимо этого, в рамках Хартии стратегического партнерства США продолжат помогать стране и в сферах правосудия, образования, экономики. В последней части особое внимание будет уделено бизнес-проектам вдоль разделительных линий с отколовшимися регионами – Абхазией и Южной Осетией. И главное, США продолжают настаивать на отводе российских войск на «доконфликтные» позиции 2008 года:
«Оккупация и милитаризация Россией частей территорий Грузии недопустимы», – заявил Джон Керри 6 июля в Тбилиси.
09 сентября Палата представителей американского Конгресса приняла резолюцию в поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии.
План действий, предусматривающий получение Грузией вооружений, необходимых для обеспечения ее суверенитета, обещал посетивший Тбилиси 13 сентября министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан.
«Защита неба и воздушных границ – обязательная составная часть суверенности государства. Когда речь идет о помощи, я могу сказать, что между Грузией и НАТО действует Существенный пакет, который предусматривает адаптацию систем воздушной безопасности для Грузии. В этом вопросе Франция сотрудничает с Грузией по вопросам воздушной обороны», – заявил французский министр и добавил, что для обеспечения надежной работы ПВО Пятая республика пошлет в Грузию своих офицеров.
Россия в свою очередь выражала недовольство по поводу процесса сближения Грузии с НАТО и продолжала свою наступательную политику. В ноябре Российской Федерацией было ратифицировано соглашение с самопровозглашенной республикой Абхазия о создании Объединенной группировки войск.
На международных площадках Кремль отстаивал и позиции де-факто властей отколовшихся регионов. В марте перед 35-м раундом Женевских дискуссий МИД России призвал всех участников «непредвзято и без попыток политизации отнестись к позициям абхазской и югоосетинской делегаций». В том же заявлении выражалось недовольство по поводу «резкой активизации антироссийских выпадов со стороны официального Тбилиси».
Тем не менее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отмечал, что в России «довольны тем, что Женевские дискуссии продолжаются». Хотя там часто срывались встречи так называемой второй гуманитарной группы, на которых Грузия ставит вопрос о возвращении беженцев:
«Подрывают эту конкретную гуманитарную работу повторяющиеся каждый год действия Грузии по внесению резолюции в Генассамблею (ООН), которая излагает проблему беженцев и перемещенных лиц в одностороннем порядке», – заявил 29 января Сергей Лавров.
Тогда же он позитивно оценил существование формата пражских встреч замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина со спецпредставителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе. В этом формате Лавров не исключил рассмотрения любого вопроса, в том числе и отмены визового режима с Грузией:
«Мы готовы пойти в перспективе на безвизовый режим, но немножко странно, если это будет обсуждаться в период, когда у нас нет дипломатических отношений».
В ответ в Тбилиси напомнили Москве, что Грузия без всяких условий уже давно отменила для граждан РФ визовый режим, и что формат Карасин-Абашидзе не предусматривает рассмотрение политических вопросов.
За год Женевских дискуссий и встреч Карасина с Абашидзе отмечались позитивные моменты: после четырех лет перерыва возобновились гальские встречи. Но омрачен этот факт был тем, что 19 мая на контролируемой грузинскими властями территории, в селе Хурча абхазским пограничником Рашидом Канджи-оглы был застрелен гражданин Грузии Гиги Отхозория. И убийца до сих пор не наказан. Де-факто власти Абхазии также намерены закрыть два КПП на разделительной линии из существующих четырех.
На встречах Зураба Абашидзе с Григорием Карасиным была достигнута договоренность об освобождении нескольких грузин, отбывающих срок в российских тюрьмах «за шпионаж в пользу Грузии», была также передана Тбилиси часть киноархива грузинских фильмов, которые с советских времен хранились в Москве. Отмечая эти позитивные моменты в беседе с «Эхо Кавказа» 19 октября, Зураб Абашидзе сказал:
«Вместе с тем, к сожалению, я должен констатировать, что в отношении главных проблем уже никакого прогресса нет. Поисходит наоборот: интеграция этих регионов в Россию, милитаризация этих регионов, грубейшим образом нарушаются права нашего населения, людей, которые проживают вблизи этих регионов, выстраивается инфраструктура т.н. границы, людей арестовывают, похищают, не дают людям возможность учиться на родном языке».
Эти вопросы Грузия неоднократно поднимала с международных трибун. В сентябре на 71-й Генеральной ассамблее ООН премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил:
«У сотен тысяч людей сегодня нет возможности вернуть свои права. Установленные оккупантами колючая проволока и оградительные конструкции отделяют грузинские семьи и общины друг от друга. Жители оккупированных территорий постоянно подвергаются дискриминации, нарушаются права человека. Ограничены их права на передвижение и собственность. У них нет даже возможности получить образование на родном языке. Я осуждаю факт проведения выборов в Государственную Думу России на оккупированных территориях Грузии как еще один шаг Москвы в направлении политики, нацеленной на аннексию».
Резолюцию, осуждающую политику России по отношению Грузии, приняли делегаты 25-й пленарной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, проходившей в Тбилиси в июле: «Конфликты в Грузии» – документ содержит призыв к России соблюдать Соглашение о прекращении огня от 12 августа 2008 года, отозвать признание Абхазии и Южной Осетии и вывести свои вооруженные силы с территории этих регионов. Резолюцию, как и ожидалось, не поддержали российские депутаты, приехавшие в Тбилиси. Категорическое неприятие итогов пятидневных дискуссий обозначил член российской делегации в ПА ОБСЕ Игорь Морозов:
«Есть несколько резолюций, которые не способствуют укреплению европейской безопасности, доверия, и не служат укреплению диалога между членами Парламентской ассамблеи. И в большей степени носят политизированный характер. Поэтому мы не можем голосовать за общий пакет Тбилисской декларации».
Несмотря на действие закона об оккупированных территориях, власти Грузии во избежание санкции ОБСЕ тогда беспрепятственно допустили делегацию российских депутатов.
Призывы к Тбилиси со стороны Москвы об отмене закона «Об оккупированных территориях» были слышны неоднократно. Этот вопрос активно обсуждался и в 2013 году, когда к власти пришла «Грузинская мечта». Новые власти намеревались декриминализировать незаконное посещение Абхазии и Южной Осетии, которое предусматривает лишение свободы сроком от одного до двух лет, то есть изменить уголовное наказание на административное в виде штрафа от 400 до 800 лари. Однако из-за бурной реакции оппонентов поправки так и не дождались второго и третьего чтения и подписи президента.
Не исключено, что эти обсуждения в Грузии возобновят в 2017 году. В ноябре 2016 года, уже при новом созыве парламента, комитет по обороне и безопасности решил, что «Законодательные акты Грузии, регулирующие посещение оккупированных территорий, требуют пересмотра». В своем постановлении комитет рекомендует парламенту девятого созыва в сжатые сроки рассмотреть этот вопрос.
Правительство «Грузинской мечты» в 2016 году не сумело представить «дорожную карту» по примирению с абхазами и осетинами. О ней говорил премьер-министр Георгий Квирикашвили в ходе визита в США. Выступая в Институте мира США (Institute of Peace), Квирикашвили заявил:
«Мы предлагаем абхазам и осетинам ряд социальных проектов, бесплатное образование, медицину. Лед действительно тронулся. Но в этом плане нам нужна поддержка со стороны наших партнеров, особенно США. Сейчас мы работаем над «дорожной картой» по примирению, затем мы рассмотрим этот план с нашими гражданами. Я смотрю на это с осторожным оптимизмом. Мы видели абхазов в Тбилиси, например, на финале Суперкубка УЕФА (в августе 2015 года). Мы наблюдаем за успехом «дипломатии Макдональдса», когда молодые люди (из самопровозглашенных республик) переходят на эту сторону административной границы и общаются со своими грузинскими сверстниками. Но этого, разумеется, недостаточно. Нужно предпринять еще более решительные шаги».
Квирикашвили еще раз призвал жителей самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия вместе двигаться в Европу. Тбилиси предлагает абхазам и осетинам воспользоваться услугами безвизового режима Грузии с ЕС, который, как ожидается, вступит в силу весной 2017 года.