На юге Грузии в селении Мохе в Самцхе-Джавахети произошел конфликт между представителями исламской общины и полицией. Это случилось, когда несколько местных мусульман попытались занять строение, на которое претендуют представители и православной паствы. Аппарат народного защитника и профильные НПО призывают власти к принятию скорейших мер по недопущению очередного витка противостояния на религиозной почве.
Конфликт удалось разрядить лишь благодаря вмешательству полиции. Так же, как и два года назад, когда 22 октября 2014 года жители села, исповедующие ислам, выступили против строительства дома культуры на месте здания, где, по их словам, раньше располагалась мечеть. 11 человек тогда были задержаны по разным признакам правонарушений.
Тогда же для выяснения принадлежности и правового положения здания при Государственном агентстве по вопросам религии была сформирована специальная комиссия. Однако, по словам председателя Союза мусульман Грузии Тариела Накаидзе, фактически комиссия существует лишь на бумаге:
«За прошедшие два года комиссия под руководством председателя агентства Зазы Вашакмадзе так и не приняла никаких решений. Мы считаем, что само существование такого агентства, не говоря уже о его работе, является существенной проблемой для Грузии».
В аппарате омбудсмена тоже считают, что комиссия фактически не работает. По словам Народного защитника Учи Нануашвили, он не раз предлагал помощь в ее работе:
«Однако получили отказ. У нас много вопросов по работе комиссии. Считаю, что отказ Агентства по религии является противозаконным».
Со своей стороны, глава агентства Заза Вашакмадзе категорически отвергает замечания в свой адрес. По его мнению, основным назначением комиссии было недопущение конфликта на межрелигиозной почве до выборов, а требования мусульманской общины до окончательного решения комиссии вносят диссонанс в ее деятельность:
«Логично задать вопрос, где мусульмане молились до сих пор. То, что между соседями села существует взаимопонимание, что муфтий и владыка района ведут диалог, жизнь в районе вернулась в прежнее русло и люди не кидают в друга камнями, разве это не прогресс?» – с укоризной парировал глава агентства.
В свою очередь, представитель Центра по изучению и мониторингу прав человека Тамта Микеладзе напомнила, что только за последние два года в малонаселенном районе произошло три случая насилия на религиозной почве. Вместо изучения вопроса по существу комиссия топчется на месте, считает правозащитник:
«Уже сам формат комиссии вызвал множество вопросов. В состав временной комиссии, которая должна была изучать историко-конфессиональные истоки происхождения здания, вошли представители патриархии. Этот факт сразу породил подозрение в политизированности вопроса, который таким образом будет решаться не на основании законодательства, а согласно устным договоренностям сторон, что содержит определенные риски. В конечном итоге наши опасения сбылись».
Местных мусульман волнует и факт выдвижения мажоритарным депутатом района от «Грузинской мечты» кандидата, который не раз отличился исламофобскими высказываниями во время конфликта 2014 года, резюмировала Тамта Микеладзе.
Впрочем, слабая надежда на мирное урегулирование межконфессионального спора все же остается. 3 ноября в Ахалцихе должно состояться очередное заседание комиссии, от решения которой зависит будущее мирного сосуществование общин.