Accessibility links

Сезон в Абхазии не рекордный, но успешный


В первый день сентября по обе стороны при переходе российско-абхазской границы на Псоу наблюдался уже резкий спад активности
В первый день сентября по обе стороны при переходе российско-абхазской границы на Псоу наблюдался уже резкий спад активности

Прежде всего, хочу поделиться некоторыми личными впечатлениями последних дней из курортно-туристической сферы. Вчера у меня была поездка по делам в Адлер. Планировал ее еще полмесяца назад, но тогда был самый пик курортного сезона и очереди в обе стороны при переходе российско-абхазской границы на Псоу приняли пугающие размеры (сейчас через видеокамеры наблюдения любой желающий может видеть их в интернете), и решил «не лезть в пекло». А в первый день сентября наблюдался уже резкий спад активности при переходе.

Кстати, помню, несколько лет назад в России стала обсуждаться идея: не перенести ли начало учебного года с первого на пятнадцатое сентября, соответственно продлив его на полмесяца? Объяснялось это предложение тем, что много россиян с детьми стало ездить на отдых в теплые края, где первая половина сентября еще очень хороша для отдыха. Но потом эти разговоры стихли. Может быть, в частности, поскольку из-за того же снижения курса рубля снизилось число таких отдыхающих с детьми…

Так вот, когда я возвращался, очереди перед одной из кабинок российских пограничников вообще не оказалось, а когда до этого направлялся в Адлер, в ней передо мной стояло человек пять-шесть. Мало того, в кабинке сидели и проверяли паспорта сразу два сотрудника, а просторный зал перед линией из 12 кабинок оказался занят построенными нынче в августе дополнительными кабинками (вчера они, правда, уже пустовали). Ну, наконец-то, подумалось, на российской стороне границы стали предпринимать максимум усилий по облегчению участи переходящих ее в разгар сезона.

Сезон в Абхазии не рекордный, но успешный
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:04 0:00
Скачать

При возвращении из Адлера обратил внимание на старушку, сидевшую на скамеечке на пешеходной дорожке, по которой переходят границу в Абхазию. Всем напоминающим туристов она предлагала жилье в двухстах метрах от моря по цене 250 рублей в сутки с человека. Я удился, поскольку не так давно в Сухуме друзья доказывали мне: таких цен и в Абхазии уже в частном секторе нет, сдают за 400-500, и подумал, что старушка, наверное, предлагает уже совсем, наверное, какую-то занюханную жилплощадь.

Далее мой путь лежал в поселок городского типа Цандрипш. Родственница, которая держит там кафе у моря, разговорившись, поведала, что некоторые туристы сейчас совсем обнищали: приходит семейная пара на обед и заказывает на двоих полпорции супа. Ну, бывает, поиздержались люди, подумалось мне, вряд ли на курорт, даже в Абхазию, едут совсем уж, как нынче говорят, нищеброды. Знакомая, которая работает в новой сухумской частной гостинице в Синопе, рассказывала, что у них постояльцы – вполне себе состоятельные люди и ни на чем не экономят. Но финансовые трудности, безусловно, сказываются. Сын хозяйки цандрипшского кафе, который стал в этом году совладельцем открывшейся рядом частной гостиницы, рассказал, что одна отдыхавшая в ней семья завезла с собой из России мешки картошки, лука и так далее и готовила себе в гостинице. Для этого там есть все условия, но зачем же было так далеко все это везти, смеялся он.

Я попросил мне показать эту мини-гостиницу. Вчера она была уже пустой, хотя две недели назад были заселены все десять номеров. Возвели это одноэтажное здание к началу нынешнего лета всего за три месяца. Оно мне очень понравилось – как говорится, с иголочки. В сентябре, конечно, постояльцы в нем еще будут.

Сегодня я побывал в Министерстве по курортам и туризму Абхазии. Ни министра, ни его зама не застал – «они на объектах», сказали мне в приемной. О предварительных итогах летнего туристического сезона побеседовал с начальником Сухумского отдела национальной туристической компании республики Русланом Кокоскиром и методистом отдела Валерием Агрба. Причем получилось так, что разговаривал с ними по отдельности, и на свой первый вопрос: «Можно ли назвать нынешний сезон рекордным по заезду туристов?» – услышал от них один и тот же ответ: «Рекордным его не назовешь, но он на уровне прошлого года – вполне хорошего и успешного».

Конечно, в Абхазии туристов обычно в октябре-ноябре считают, уже после завершения бархатного сезона, так что подождем. Но вообще, мне кажется, ожидания «рекордных показателей» были порождены, прежде всего, журналистскими рассуждениями: к падению вдвое курса рубля добавился, мол, ноябрьский разрыв «туристических отношений» с Турцией, и это должно было еще больше увеличить поток российских туристов «эконом-класса» в Абхазию. Но ведь в России предпринимаются меры по развитию внутреннего туризма, в том числе и на таком «патриотическом» направлении, как Крым. Кстати, гостящие у меня сейчас дома родственники из средней полосы России рассказывают, что у них в трудовых коллективах активно распространяют профсоюзные путевки в здравницы Крыма, за которые нужно платить только тридцать процентов их стоимости (ну, как в советские времена), тем самым привлекая туда отдыхающих.

С Валерием Раифовичем Агрба, ветераном туристической отрасли Абхазии, мы разговорились, главным образом, о пеших маршрутах. Сейчас их любителей стало меньше, чем в советские времена, но они по-прежнему есть. И, к сожалению, нередко Министерству по чрезвычайным ситуациям их приходится спасать, даже с помощью вертолета. Валерий Агрба говорит:

«Они самостоятельно, без проводников, рискуя своей жизнью, уходят на маршруты. Ну, а последствия – это вы сами понимаете. Это МЧС, это лишние хлопоты. Раньше как было? Прежде чем выйти на туристический маршрут, который сертифицирован, то есть была маршрутно-квалификационная комиссия…

– И их никак не проконтролируешь, они приехали сюда дикарями…

– Невозможно. Никого не предупредили и пошли».

Я высказал предположение, что, может, хоть на границе какие-то памятки вручать…

А Руслану Кокоскиру задал вопрос, почему, на его взгляд, в этом году, по сообщениям СМИ, снизилась посещаемость Сухумского ботанического сада. И не только его, сказал Руслан. И связал это с тем, что многие туристы в последние годы приезжали в Абхазию многократно, и одни и те же объекты им посещать не хочется. Он продолжил:

«А что-то новое развивать… Ну, мы в Отапскую пещеру сейчас возим людей, но… Так массово не получается. За счет географического положения. В дальнейшем, не знаю, надо Очамчырский район заполнить туристами. Была же Отапская турбаза.... Сколько объектов есть, которые нужно восстановить и новые строить! Есть вот в Сухуме столетний бальнеологический центр…»

Да, Абхазия может, конечно, принимать гораздо больше туристов, чем сейчас. Но чтобы совершить этот прорыв, необходимо увеличение количества не только койко-мест в здравницах и гостиницах (их сейчас 16 тысяч) и частном секторе (их 30 тысяч), но и новых туристических и курортных объектов. Возможностей для этого у нас уйма.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG