Accessibility links

Какова цена пропуска?


Ленингорский район – это не Швейцария или США, и если люди сюда стремятся, значит, тому есть причина – родственники, могилы близких, родительские дома
Ленингорский район – это не Швейцария или США, и если люди сюда стремятся, значит, тому есть причина – родственники, могилы близких, родительские дома

Жители Ленингорского района обеспокоены перспективой замены пропусков – документов, позволяющих пересекать границу с Грузией. Официальной информации об этом пока немного, но ленингорские чиновники уверяют: решение о замене документов с нового года уже принято.

Гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили говорит, что никакой официальной информации о замене пропусков не было, но в неформальной обстановке чиновники заверяют, что прием документов на обмен на новые документы начнется уже осенью, а с нового года нынешние пропуски станут недействительными:

«Должностные лица говорят, что новые пропуски будут действовать три года.

– А нынешние чем плохи, зачем их менять?

– Говорят, случилась коррупция. Пропуски получили много людей, которых нельзя сюда пускать. На неофициальном уровне чиновник сказали мне, что выдано более шести тысяч пропусков».

Какова цена пропуска?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:36 0:00
Скачать

После перехода Ленингорского района под юрисдикцию Цхинвала югоосетинские власти придумали для местного населения справку – форму №9. По сути, это вид на жительство для лиц с грузинским гражданством, который также служил пропуском через осетино-грузинскую границу. В апреле 2014 года власти объявили о замене формы №9 на пропуск нового образца. Руководитель Пограничной службы КГБ РЮО, генерал-майор Сергей Колбин тогда так объяснил причину замены документов информагентству «РЕС»:

«По нашим данным, количество выданных только в Ленингорском районе справок превысило 6,5 тысяч, притом, что там постоянно проживает немногим более четырех тысяч человек. К тому же надо учесть, что жители не всех населенных пунктов района имеют право на пересечение границы в упрощенном порядке».

Выдачу пропусков забрали у скомпрометировавшего себя МВД и передали в чистые руки чекистов, но результат оказался еще хуже.

Подытожим. По недавней переписи населения в районе проживает 4209 человек. Из них примерно 2200 – это граждане Южной Осетии, зарегистрированные избиратели на парламентских выборах. То есть получается приблизительно та же картина, какую в 2014 году описывал Сергей Колбин.

И МВД, и КГБ выдало приблизительно одинаковое количество пропусков. С той лишь разницей, что почти тысячу реально живущих в районе людей на этот раз оставили без документов. Чекисты более двух лет терроризировали население угрозой разделения семей, когда родителям выдавали пропуски, а детям отказывали в виде на жительство.

Что касается коррупции, ее не стало меньше, говорит Тамара Меаракишвили:

«В последнее время уже никто не скрывал, за сколько можно сделать пропуск. 100-120 долларов США или 300 лари. Вопрос решали посредники. У них нет должности, они обычные, только какие-то хитрые люди, у которых все получается».

Но это посредники для простых жителей района. По рассказам ленингорцев, были другие варианты решить вопрос. Некоторым помогли чиновники или силовики, причем не только из Южной, но и Северной Осетии, некоторые решали проблему через родственников цхинвальских чиновников, проживающих в Грузии. Не хочу называть имен, потому что не вижу в этой протекции ничего плохого. Ленингорский район – это не Швейцария или США, и если люди сюда стремятся, значит, тому есть причина – родственники, могилы близких, родительские дома.

Эта мотивация понятна и близка всем жителям республики, говорит Тамара Меаракишвили, тогда к чему все эти издевательства над людьми:

«Конечно, были такие, которым все без очереди. Но были и простые люди, они два года ждали, пока получили свои пропуски. Стояли у здания КГБ и смотрели на окна в надежде, что их имя назовут. В очередях стояли и днем и ночью. Одна женщина так двое суток простояла, потом упала и умерла прямо там, в очереди. Помню, как один мужчина потерял сознание. Много таких фактов. Если опять затеют замену пропусков, я уверена, что снова увижу слезы людей, падающих в очередях, унижения, оскорбления».

В этой истории скомпрометировали себя не только чекисты, но и депутаты, которые по жалобам ленингорцев создали целую комиссию, пообещали защитить людей, но дело до конца не довели. И президент, который во время своей встречи с ленингорцами твердо пообещал предоставить людям возможность двойного гражданства, но обещания не сдержал.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG