Жара, землетрясение и два наводнения, от последствий которых никак не может оправиться столица Абхазии, напрочь затмили тему кадровых назначений в абхазском правительстве. Людей, занятых спасением своего имущества от затопления, отмывающих своими силами дворы и подъезды от ила и грязи, не так уж сильно интересует отставка генпрокурора и даже всего кабинета министров. Искореженные дороги, сгоревшие водонасосы, упавшие столбы электропередач, проблемы со светом, водой, передвижением – словом, не до политики…
В этой чрезвычайной ситуации грань, разделяющая абхазское общество на простых людей и политиков, стала еще очевидней. На улицах города пожарные машины, грейдеры, выравнивающие дороги, трактора, разгребающие завалы, а у офисов политических партий – блестящие новые ленд-круизеры, лексусы и другие средства роскошного передвижения. Здесь никого не волнует разгул стихии, здесь делят портфели, сферы влияния, «да и саму страну», как метко заметила моя коллега.
Напомню, что неделю назад президент Рауль Хаджимба назначил главу своей администрации Беслана Барциц премьер-министром. Времени на формирование правительства у нового премьера в обрез, а главная задача – уравновесить интересы политических сил. О профпригодности чиновничьего состава речь вообще не идет, все ресурсы брошены на попытку «консолидировать» лидеров различных политических сил посредством раздачи портфелей.
Нереально и бесперспективно. В Абхазии количество претендентов на должности сопоставимо с количеством работоспособного мужского населения, и лидер каждой партии видит себя как минимум в кресле главы правительства.
Помню один сказочный пример одновременного правления, да и тот неудачный. «Усыпительная вода» закончилась, и семь подземных королей из волковского «Изумрудного города» привели страну к голоду и разорению.
Но лидеры партий – люди серьезные и сказок давно не читают. Поэтому списки своих кандидатов в правительство представили президенту почти все партии, и некоторые из них не готовы отдать «ни пяди». Так что тут не надо быть великим прогнозистом, чтобы предсказать, что консультации нового премьера с оппозиционными лидерами завершатся «заявлением-ультиматумом» «Амцахары» о полном отказе принять участие в работе нового правительства, как прежде – в работе Консультативного совета политических партий.
Единственное, что могло бы удовлетворить партию бывших чиновников, – это портфели премьера, министра внутренних дел, генпрокурора и председателя (еще не сформированного) Конституционного суда. Эти условия, при выполнении которых лидеры «Амцахары» с радостью согласилась бы и на Рауля Хаджимба и даже благородно не требовали бы низвести его президентство до уровня «английской королевы».
Но у любой медали – две стороны. И глава государства, и глава правительства могут использовать этот демарш, чтобы сформировать наконец-то дееспособное правительство, озабоченное не политическими лозунгами, а перспективами экономического развития.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции