На политической арене Грузии появилось новое объединение – «Вашадзе - Джапаридзе - Новый выбор». Три партии: «Гражданская платформа – новая Грузия», «Новый политический центр – Гирчи» и «Новые правые» намерены вместе бороться за места в парламенте. Об этом на сегодняшней презентации заявили лидеры политического движения.
Георгий Вашадзе и Зураб Джапаридзе, оба выходцы из «Единого национального движения», теперь намерены объединить усилия с бывшими политическими противниками – «Новыми правыми», ушедшими после поражения на парламентских выборах 2012 года на политическое дно, а теперь вновь заявившими о себе. На сегодняшней презентации лидеры нового блока под названием «Вашадзе - Джапаридзе - Новый выбор» объяснили, почему оказались в одной упряжке.
«Мы, в отличие от других, не предлагаем выбор между плохим и худшим, мы намерены оставить разногласия в прошлом и вместе строить будущее. Мы пришли с командой опытных людей, которые смогут разработать правильную социально-экономическую программу, продвигать прозападный курс, внедрять инновационные идеи, а также реализовывать совместные планы», – сказал Георгий Вашадзе.
Новое объединение пока не подавало заявку в Центризбирком и не исключает присоединения к коалиции новых членов. А потому партийный список пока не сформирован. При этом главной причиной создания нового блока, по словам лидера политического центра «Гирчи» Зураба Джапаридзе, было объединение прозападных сил на фоне усиления в стране российского влияния. Хотя в явно прозападном «альма-матер» Джапаридзе и Вашадзе – «Едином национальном движении» – к деятельности бывших соратников относятся без особого восторга. У последних вкупе с бывшим министром окружающей среды и природных ресурсов Гогой Хачидзе среди традиционного электората «Нацдвижения» есть поклонники, что в предвыборный период никак не может радовать партию Михаила Саакашвили. Впрочем, по мнению политолога Гии Хухашвили, реальных поводов для беспокойства ни у «Национального движения», ни тем более у «Грузинской мечты» нет.
«Блоки создаются по определенному принципу. Хотя бы одна из партий должна иметь какую-то электоральную базу. То есть она должна являться как бы паровозом для такого типа объединения. И, в принципе, партии, которые имеют электоральную базу, привлекают политических партнеров для того, чтобы нивелировать, как-то закрыть свои слабые места. Но без паровоза, без тягача такие коалиции, как правило, не могут рассчитывать на успех. Никакой синергии там нет, и ноль умножь на сколько хочешь, он все равно остается нулем».
Несколько иного мнения придерживается политолог Гела Васадзе. То, что произошло сегодня на политическом поле Грузии, по его словам, несомненно, явление неординарное. Впервые в истории страны появился политический блок, декларирующий правую идею в ее чистом виде, без примесей. Креативное и идеологически достаточно ангажированное объединение «Гирчи» во главе с Джапаридзе и Хачидзе объединяется с технократом Вашадзе, который прекрасно владеет современными технологиями, в том числе выборными. В итоге получается очень интересная конфигурация правой идеи и современных технологий. Но зачем им понадобилось объединяться с «Новыми правыми», которые электорально непривлекательны? По мнению Васадзе, тут может быть два варианта:
«Первый вариант – это какое-то финансирование, но у «Новых правых» особо больших денег не было, это мы хорошо знаем. А второй вариант – это сделано для того, чтобы у избирателя не из числа бывших поклонников «националов» не возникло ощущения того, что это те же «националы», только отколовшиеся и перекрасившиеся. То есть для этого им и нужны были «Новые правые».
Васадзе считает: основной целевой аудиторией новой коалиции будет часть электората «Единого национального движения», западники среди бывших поклонников «Грузинской мечты», а также электорат «Свободных демократов» Ираклия Аласания. И для последних, пожалуй, это самая плохая новость, так как сейчас они находятся на нисходящем тренде, а новый блок фактически заявил о себе как об альтернативе «Свободных демократов».
Но вместе с тем говорить о том, что появилась некая третья сила, способная на равных конкурировать с «Грузинской мечтой» и «Национальным движением», некорректно. И максимум, на что может рассчитывать новое объединение, – это преодоление минимального пятипроцентного барьера для прохождения в парламент.