Хотите референдума – проводите, сказал президент инициаторам идеи досрочных выборов и назначил его дату на 10 июля. Однако за пять дней до плебисцита выяснилось, что партия «Амцахара», инициировавшая голосование, не очень-то и жаждет его проведения. Собравшись 5 июля в Сухуме на съезд, члены партии предъявили ряд требований к президенту, в числе которых невыполнимые (по закону) – перенос даты референдума «с лета на осень», и выполнимые – отставка министра внутренних дел Леонида Дзапшба.
Но не успели делегаты съезда доехать до здания администрации президента, как его участники уже отправились на штурм здания МВД. Итогом оного стал целый набор противоправных действий. Началось все с вторжения нескольких сотен людей на территорию сразу двух режимных объектов (МВД и СГБ), за стенами которых находится изолятор временного содержания, выполняющий в Абхазии роль тюрьмы. Девять часов продолжалась эта демонстрация силы: в сотрудников милиции летели кирпичи и камни, в здание запустили коктейли Молотова, были сорваны ворота, разбита пожарная машина. В результаты покалечены 19 милиционеров, которые пытались сдержать штурмующую МВД группу, в составе которой отставные министры данного ведомства, бывший начальник столичного отдела милиции, в общем – люди с определенными навыками.
Давая оценку событиям 5 июля, генеральный прокурор Алексей Ломия позже скажет, что, согласно его впечатлениям, захват здания МВД проводился специально обученной группой. «Очень продуманные и умелые действия, было ощущение, что люди подготовлены к этим событиям. Я впервые видел, чтобы так умело растаскивали кордон», – сказал генпрокурор.
Ближе к вечеру президент пошел на одну уступку и принял «стратегическое решение» об отстранении министра внутренних дел Леонида Дзапшба от занимаемой должности. Полчаса на уговоры разгоряченных штурмовиков, которые не оставляли мечту попасть в здание МВД, – и территория режимных объектов была свободна. Урок очень грустный: для того, чтобы продавить кадровое решение, нужно всего лишь пятьдесят человек, готовых на противоправные действия.
В этой напряженной ситуации поражает поведение политиков, которые в ответ на заявление прокуратуры о проведении расследования по факту организации массовых беспорядков начали выпускать лукавые безадресные заявления, в которых с тревогой и болью то ли воспринимают, то ли осуждают непонятно кого, но призывают всех к диалогу и компромиссу.
Все это очень похоже на попытку отвести главе государства роль английской королевы. При этом президент, по версии одной из самых радикальных партий «Айнар», судя по всему, должен еще и обладать всеми качествами кота Леопольда. Лидеры «Айнара» призывали Рауля Хаджимба «не угрожать уголовными делами» людям, штурмовавшим МВД, а «попытаться понять свой народ и объединить его, забыв политические предпочтения, обиды и ошибки».
Не знаю, какое отношение к обидам и ошибкам имеют совершенно конкретные преступления совершенно конкретных людей. Поэтому лично я воспринимаю эту позицию как посыл главе государства о том, что наведение порядка чревато не формальным (как сегодня), а реальным объединением существующих политических сил. И этим силам, похоже, пришлась по душе традиция продавливания кадровых решений, в том числе и силовым путем.
В общем, кадровый вопрос окончательно испортил абхазов, воспринявших демократию весьма своеобразно. На мой взгляд, чтобы не довести ситуацию до полнейшего абсурда, политическим партиям следовало бы не предлагать очередную битву титанов по созданию «правительства народного доверия» (тем более что к народу все эти партии и движения не имеют никакого отношения), а лоббировать законодательные поправки о передаче полномочий по кадровым назначениям от президента к парламенту.
Правда, есть ощущение, что эта идея не придется по душе солдатам, которые ждут не дождутся того дня, когда у них появится шанс еще раз стать генералами и решать все вопросы единолично.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции