Сегодня в Сухуме состоялся внеочередной съезд оппозиционной партии «Амцахара», главной темой на котором был предстоящий референдум о досрочных президентских выборах.
Накануне руководство партии оповестило, что, поскольку конференц-зал гостиницы «Интер-Сухум», где ранее планировалось его провести, не может вместить всех желающих, съезд начнется в 12 часов в Абхазской госфилармонии. Я подошел к зданию минут на двадцать раньше, чтобы занять место получше, но увидел его двери запертыми, а людей – толпящимися в тенистом сквере слева от его парадного входа. Выяснилось, что в проведении съезда внутри здания власти отказали, и «амцахаровцы» решили провести его на открытом воздухе, у его стен, тем более что погода этому благоприятствовала. Но оказалось, что отключено электричество, а потому не работает микрофон. У дверей в филармонию со стороны сквера выстроилась, на всякий случай, милицейская шеренга. Некоторые из собравшихся хотели попробовать проникнуть вовнутрь через расположенные далее неприметные двери подсобных помещений, собирались у них кучками, но другие участники съезда стали препятствовать этому с выкриками «Мы – не они».
Стоя около часа под тенью кипарисов, мы с журналистами вспоминали связанные с этим местом политические события прошлого. Например, как здесь, у стен филармонии, в 2009 году собирались и митинговали с помощью мегафона представители нынешней власти (тогда – оппозиции), недовольные принятыми парламентом изменениями в закон о гражданстве РА. А гораздо раньше, почти полвека назад, в марте 1967 года, в этом здании на несколько суток засели сотни абхазов, апеллируя к ЦК КПСС и требуя внимания к своим национальным правам. Поскольку тогда говорили не «филармония», а «летний театр филармонии», сочувствующие им шутили, что абхазы «взяли Летний дворец».
Около часа дня электричество наконец дали, и съезд начался, как положено, исполнением гимна Республики Абхазия. Роль «президиума» на съезде выполняло крыльцо здания филармонии. Выступивший с докладом председатель партии Алхас Квициния, в частности, сказал:
«Когда президент говорит: «Я подписал указ о референдуме», а все остальные говорят: «Мы против референдума», так кому подчиняются эти чиновники? Или он сам дает им такое указание? Мне кажется – второе. Министр внутренних дел сидит у себя в коллективе и говорит (все вы знаете, я просто повторяюсь): «Руководство страны против референдума, а вы кто такие?» Он говорит ветеранам войны в погонах, он говорит нашим сестрам, которые там сидят, он говорит просто своим сотрудникам. «А вы кто такие?» – он говорит. У меня вопрос ко всем и к нему лично: «А он кто такой сам?» Мало того, он еще угрожает: если их семьи придут, он их уволит с работы. Это фактически виновник срыва референдума… Это хорошо, когда министр внутренних дел говорит, что во время проведения чемпионата мира по футболу в Абхазии происшествий не произошло, и нигде не было зарегистрировано похищение человека? А вчера пресс-служба МВД, что в результате слаженной работы МВД похищенный Микая благополучно возвращен. А что его украли, вы где-нибудь в информационном агентстве или на Абхазском телевидении слышали? Более того, после освобождения одного воруют другого человека – секретаря политсовета «Единой Абхазии» Дочия Ирину, у которой маленький ребенок. А он в это время танцует и пляшет в ресторане. Мы знаем вообще-то, сколько людей безвинно останавливают на автостраде, безвинно загоняют в рай- городские отделы и содержат там по двое-трое суток за то, что обогнали его родственников, его самого. Похищена женщина, а он вчера на четырех машинах приехал домой с охраной. От кого министр сегодня защищается, у меня вопрос. Еще на совещании угрожает: я посажу лидеров оппозиции. Посмотрим, кого он посадит!»
Председатель общественной организации «Женщины в политике» Ирина Агрба сказала в выступлении:
«Сегодня в Абхазии власть и общество – два разных противоположных и два не уживающихся друг с другом мира. Невнятный президент, эпатажное окружение, эпатажный парламент, обнищавший народ, потерявший веру в завтрашний день, мобилизованное на борьбу с внутренним врагом государственное телевидение… Власть провальная, невежественная, неграмотная! Мне стыдно за нее, мне стыдно, что они представляют мою страну!»
В принятой резолюции съезд потребовал у президента перенести дату проведения референдума. Мотивация такая: «Назначенный Указом Президента на 10 июля 2016 года референдум практически был сорван». Поскольку для создания условий для голосования необходимо время, делегаты съезда считают «единственно возможным выходом перенос даты голосования на осень 2016 года».
В резолюции также требуется предоставление оппозиции эфира на государственном телевидении на регулярной основе, возобновление деятельности при АГТРК Общественного наблюдательного совета, в состав которого должны быть включены представители оппозиции, освобождение от должности министра внутренних дел Абхазии Леонида Дзапшба – за ухудшение криминогенной ситуации в стране и нарушение прав граждан в участии в референдуме. Они также считают необходимым разрешение участвовать в референдуме гражданам Абхазии, в том числе по паспортам с истекшим сроком действия, голосование по открепительным удостоверениям, открытие участков для голосования на территории России – в Москве и Черкесске.
Между тем, как водится у нас в последние годы, параллельно проходившему съезду оппозиции сторонники президента Рауля Хаджимба стояли у здания президентской администрации. После встречи с представителями оппозиции, принесшими резолюцию, глава государства вышел к собравшимся и сказал: «Пока их не интересует наше мнение. Я призываю вас выдержать все это. Мы не должны поддаваться этим провокациям. У нас хватает сил и средств, чтобы решить задачи, как полагается. Ни в коей мере нельзя допускать противостояния… Референдум отменять не буду. Он назначен на 10 число и будет проведен. Других позиций не может быть!»
Оппозиционеры тем временем переместились к зданию МВД, требуя отставки министра внутренних дел Абхазии Леонида Дзапшба. И, не дождавшись решения президента, попытались штурмовать здание МВД. Были снесены ворота металлического забора вокруг площадки перед зданием министерства. К зданию МВД был подтянут усиленный наряд спецназа, который сдерживал людей на пути к главному входу в министерство.
В здание прибыли президент Хаджимба и другие руководители государства, начавшие переговоры с представителями оппозиции. Министр обороны Абхазии Мираб Кишмария, выйдя к оппозиционерам, сказал, что Леонид Дзапшба готов уйти в отставку, но решение будет принимать президент страны. Алхас Квициния призвал протестующих у здания МВД к спокойствию: «Переговоры продолжаются. Я разговаривал с президентом. Он обещал принять решение».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия