Сегодня в Грузии вспоминали о войне 2008 года. Именно седьмое, а не восьмое августа считают датой начала вооруженного конфликта между Россией и Грузией представители «Национального движения». В свою очередь, члены правительства, вспоминая августовскую войну, продолжают считать, что вина за эту войну лежит на предыдущей власти.
Началом войны 2008 года принято считать восьмое августа, так как активные боевые действия начались именно в ночь на восьмое число. Тем не менее представители «Национального движения» по традиции возлагают венки на могилы погибших солдат седьмого числа. Сегодня на военном кладбище Мухатгверди память погибших почтили лидеры «Нацдвижения». Георгий Канделаки, вспоминая события шестилетней давности, объяснил, почему именно седьмое августа следует считать началом вооруженного конфликта:
«Не имея формального статуса миротворческих сил, российские вооруженные силы при помощи сотен единиц военной техники пересекли нашу государственную границу именно седьмого августа. В ответ на это грузинское государство решило оказать сопротивление. Так что реальная дата начала войны это как раз седьмое августа».
Из представителей правящей партии на Мухатгверди возложили венки лишь руководители Министерства иностранных дел. Глава ведомства Майя Панджикидзе, а также ее заместитель Давид Залкалиани в беседе с журналистами отметили тот урон, который был нанесен Грузии за пять дней войны. Что же до других членов правительства, то некоторые из них в беседе с журналистами после сегодняшнего заседания кабмина вину за эту войну возложили на предыдущую власть. Госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил, что войны вполне можно было избежать:
«Война 2008 года была абсолютно недальновидным шагом (со стороны предыдущей власти). Они втянулись в войну, хотя ее можно было и избежать. Тогдашнее руководство страны стало жертвой провокации из-за своей авантюристской политики».
Паата Закареишвили обвинил «националов» еще и в том, что после войны они не сумели привлечь необходимого внимания к ней международного сообщества, как это удалось сделать Украине в этом году.
С тем, что правительство Михаила Саакашвили, к сожалению, не сумело избежать военных действий, согласен и госминистр по вопросам евроинтеграции Алекси Петриашвили.
Политолог Корнели Какачия считает, что возлагать вину за начало войны на тогдашнее руководство страны несправедливо. По его мнению, избежать вооруженного конфликта было бы очень тяжело любому лидеру государства, и нынешний пример Украины служит лучшим тому подтверждением:
«Украина, казалось бы, все уступила, действовала так, как призывал действовать Запад. Но аннексия Крыма все равно произошла. Если бы Грузия не предприняла ответного шага, Саакашвили в дальнейшем могли обвинить в бездействии. Позиция лидера государства, который принимает решение в критической ситуации, заведомо проигрышная».
По словам Корнели Какачия, упреки в адрес предыдущей власти в развязывании войны могут пойти отнюдь не на пользу нынешнему руководству государства. И не только потому, что подобная критика льет воду на мельницу российской стороны, но и потому, что большая часть грузинского населения, как считает эксперт, поддерживает ту политику в отношении России, которую проводил экс-президент Саакашвили.