Accessibility links

«Объединяющая ГЭС»


Мощности Ингури ГЭС распределены таким образом, что без совместной эксплуатации с грузинской и абхазской стороны (и стоящей за абхазской спиной РФ) данный энергетический объект нежизнеспособен
Мощности Ингури ГЭС распределены таким образом, что без совместной эксплуатации с грузинской и абхазской стороны (и стоящей за абхазской спиной РФ) данный энергетический объект нежизнеспособен
ВЗГЛЯД ИЗ ВАШИНГТОНА---Прошедший год не принес серьезных продвижений в процессе разрешения сложного комплекса российско-грузинских противоречий. Наметившиеся было в конце ноября робкие надежды на 14-й раунд Женевских переговоров рассыпались после того, как стороны не смогли найти компромиссные формулы в выработке механизмов обеспечения ненасилия в остуженных «горячих точках».

Полагать, что новый год принесет какую-то эффективную отмычку для разрешения застарелых проблем, было бы, по крайней мере, наивно. Слишком расходятся исходные позиции всех сторон, вовлеченных в переговорный процесс. Однако если не считать вопросы статуса единственно значимыми проблемами, мы можем увидеть, что для укрепления мер доверия между противниками есть определенная основа. Так, в новом году Грузии будет выделен кредит в объеме 20 миллионов евро для работ по реабилитации Ингури ГЭС и каскада Ваднил-ГЭС I. Об этом 7 января заявил представитель Европейского инвестиционного банка. Данный банк работает в Грузии в разных форматах, начиная с 2007 года. И, по отзывам многих грузинских экономистов, зарекомендовал себя как адекватный и надежный партнер. Следовательно, высока вероятность того, что и ингурский проект будет в полной мере реализован.

На первый взгляд, данный бизнес-проект не имеет прямого отношения к делу улучшения российско-грузинских отношений. Однако Ингури ГЭС (или Ингур ГЭС, как называют эту станцию в Абхазии) - предприятие, которое с полным основанием можно назвать «политико-энергетическим». И дело даже не в том, что эта станция является крупнейшим энергетическим объектом всего Кавказского региона. Она была построена во времена брежневского «застоя» в 1977 году, но после распада СССР оказалась заложницей грузино-абхазского конфликта. Мощности Ингури ГЭС распределены таким образом, что без совместной эксплуатации с грузинской и абхазской стороны (и стоящей за абхазской спиной РФ) данный энергетический объект нежизнеспособен. В абхазских СМИ эту станцию даже называют «объединяющей ГЭС». И если плотина высотой в 272 метра (кстати, одна из самых высоких в мире) находится на грузинской территории (в Цаленджихском районе), то Гальское водохранилище и т.н. «перепадные» ГЭС располагаются в Абхазии. Сегодня в штате электростанции на постоянной основе трудятся порядка 460 человек (среди которых жители и Абхазии, и Зугдидского района Грузии). Электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределялась следующим образом: 60% - Грузии, 40% - Абхазии.

Несмотря на неразрешенность грузино-абхазского конфликта, в течение долгих лет этот объект был одним из немногих примеров успешной кооперации между Сухуми и Тбилиси. Несмотря на отсутствие компромисса по вопросам статуса, и абхазские, и грузинские работники поддерживали ее эксплуатацию. Спору нет, разного рода эксцессы и препирательства между сторонами возникали. Однако их удалось разрешать, как говорится, в «рабочем порядке». Без излишней экзальтации и драматизма. Этот казус является лишним доказательством того, что вопросы выживания и такие гражданские права, как право на свет и право на тепло, могут прекрасно существовать в отрыве от политико-правовых проблем и больших геополитических игр.

После «пятидневной войны» роль России в грузино-абхазской «политической энергетике» значительно увеличилась. В канун 2009 года российская энергокомпания "Интер РАО ЕЭС" с одной стороны и Министерство энергетики Грузии с другой подписали Меморандум об эксплуатации «объединяющей ГЭС». Тогдашнее решение нелегко далось и Москве, и Тбилиси. Грузинские власти попали под шквальный огонь критики со стороны оппозиции, а России пришлось доказывать абхазским друзьям, что она не ведет двойную игру за спиной Сухуми, и не собирается «сдавать Абхазию». Интересна аргументация, предъявленная тогда пресс-службой "Интер РАО ЕЭС": «Подписанный в Тбилиси документ расценивается участниками процесса как серьезный успех, учитывая особую важность Ингури ГЭС для энергоснабжения всего кавказского региона и юга Российской Федерации». Как видим, когда дело идет о прагматике, даже с "нерукопожатными" политиками, оказывается, можно иметь дело (а ведь грузинский министр представлял не частное предприятие, а своего президента и правительство).

Между тем, очевидно, что реализация европейского кредита (а среди целей этого проекта реабилитация трубопроводной системы, повышение качества прохождения воды в Черное море) будет весьма проблематична без кооперации с абхазской и российской стороной. Объект-то, повторимся, «объединяющий». Таким образом, появляется возможность создания дополнительных примеров прагматического партнерства в обход шумной политической трескотни для внутреннего и внешнего пользования. Хорошо бы только, чтобы такого рода примеры выстраивались бы в стройную систему «малых дел», с помощью которых, глядишь, удалось бы на качественно новом уровне подойти к решению «серьезных вопросов».
XS
SM
MD
LG