Доступность ссылки

«Пытки каждый день». Что известно об украинских журналистах в российском плену


10 медийщиков в списке НСЖУ числятся как гражданские жертвы
10 медийщиков в списке НСЖУ числятся как гражданские жертвы

Национальный союз журналистов Украины и Международная федерация журналистов подсчитали, что с начала полномасштабной агрессии России против Украины погибли по меньшей мере 127 украинских журналистов, 18 из них лишились жизни при исполнении профессиональных обязанностей. 10 коллег в списке НСЖУ числятся как гражданские жертвы. А 99 работников СМИ погибли после того, как мобилизовались в Силы обороны Украины.

Что известно о находящихся в российском плену журналистах с оккупированных территорий юга и что делает профессиональное сообщество для освобождения коллег – читайте в материале проекта Радио Свобода «Новости Приазовья».

Первый секретарь НСЖУ Лина Кущ говорит, что Союз также ведет список журналистов, которых Россия удерживает как гражданских заложников.

«По нашим данным, сегодня в российском плену находятся 30 украинских медийщиков. Из них были незаконно задержаны, похищены после 24 февраля 2022 16 работников СМИ. Среди этих 16 – 12 на оккупированных территориях Запорожской и Херсонской областей и четверо в Крыму», – сообщила она.

Журналисты-«террористы»

Более двух лет оккупанты удерживают за решеткой мелитопольскую журналистку, члена НСЖУ Ирину Левченко. Ее задержали прямо на улице в мае 2023 года. На тот момент медийница уже была на пенсии, имела неизлечимую болезнь. Сестра Ирины Елена Руденко рассказала «Новости Приазовья», что до сих пор точно неизвестно, в чем ее обвиняют.

Ирина Левченко
Ирина Левченко
Ожидает суда, но суд будет не в Донецке, ее должны перевести в другой город
Елена Руденко

«Ну сначала был «терроризм». Что они сейчас будут инкриминировать, не знаем, каким будет обвинение. Вот жду ее ответа, предъявили ли ей обвинение уже. Она писала, что ожидает суда, но суд будет не в Донецке, ее должны перевести в другой город. Потому пока не знаем еще. Я написала ей письмо, жду от нее ответа, чтобы знать, что делать дальше. Возможно, нужно будет привлекать адвокатов. Как это будет, не знаю, помогают здесь все и будем надеяться, что у нас это получится», – говорит она.

По меньшей мере год Ирину Левченко содержали в Мелитополе. Недавно родные узнали, что журналистку перевели в Донецк. Сестра рассказывает, что известно о состоянии Ирины.

Ирина Левченко ожидает суда в оккупированном Донецке. Фото до оккупации
Ирина Левченко ожидает суда в оккупированном Донецке. Фото до оккупации

«Пишет, что условия неплохие, есть возможность читать книги, есть библиотека, есть телевизор, потому что они смотрят какие-то программы по кулинарии. Лекарств не хватает, но волонтеры пытаются передать все, что они просят. С одеждой, едой помогают. А так держат там многих женщин всех возрастов: и молодых, и старших», – рассказывает Руденко.

Вместе с Ириной Левченко российские силовики задержали ее мужа Александра. Через год его отпустили, говорит родственница. Он отказывается уезжать из оккупированного Мелитополя. Ждет Ирину, говорит она.

«Месть окупантов»

Другой заключенный медийщик Геннадий Осьмак жил в Геническе и возглавлял местное издание «Новый визит». 12 марта 2022 года он сообщил, что уже не работает в СМИ. В марте 2024 стало известно о задержании Осьмака.

Он пытался просто объективно предоставлять информацию
Эскендер Бариев

Российские оккупанты обвиняют его в участии в крымскотатарском батальоне имени Номана Челебиджихана, который в РФ объявили «террористической организацией». Глава «Крымскотатарского ресурсного центра» Эскендер Бариев называет дело сфабрикованным.

«Когда началась блокада Крыма в 2015 году, речь идет о том, что блокада была связана с тем, чтобы не перевозили на территорию оккупированного Крыма украинские продукты, строительные материалы и прочее. И он со своей стороны пытался предоставлять эту информацию – как это происходит. То есть здесь говорить о том, что он имел прямое отношение к блокаде или к этим людям, которые организовывали эту блокаду, нельзя. И он как журналист пытался просто объективно предоставлять информацию», – объясняет правозащитник.

Задержание и обвинение Геннадия Осьмака в причастности к террористической организации Бариев объясняет местью.

Экендер Бариев
Экендер Бариев
Оккупанты начали мстить ему за то, что он отказался от сотрудничества
Эскендер Бариев

«Его обвинили в том, что он там работал в батальоне пиар-менеджером, что он пытался популяризировать сам батальон, его действия и прочее. Кроме того, насколько нам известно, что с начала оккупации пытались использовать его журналистский опыт, его деятельность, чтобы он работал на оккупантов. И тут он отказался, не захотел работать. Он начал просто работать обычным таксистом, чтобы заработать себе на хлеб. И вот здесь мы видим ситуацию, когда реально оккупанты начали мстить ему за то, что он отказался от сотрудничества», – считает Бариев.

Учитывая боевые действия и оккупацию Россией части южных территорий Украины, редакция не может получить официальное подтверждение некоторых озвученных сведениях или независимо их проверить.

Оккупационный суд назначил Геннадию Осьмаку 3 года и 2 месяца лишения свободы. Бариев говорит, что журналиста в плену пытали, и это сильно отразилось на состоянии его здоровья.

«У него сейчас выраженный сахарный диабет и серьезные проблемы с позвоночником. То есть это последствия. По сравнению с другими, кому дают, например, 13 лет лишения свободы, 3 года и 2 месяца – это не так уж много. Но здесь важно, в каких условиях находится человек, как относятся к этому человеку. Одно дело, когда 5-6 лет и там не проводят пыток, человек просто находится в местах несвободы, его только заставляют выполнять какую-нибудь работу. А когда речь идет о том, что чуть ли не ежедневно проводят пытки, издеваются, тогда это совсем другое дело», – отметил он.

Международная борьба

Национальный союз журналистов использует различные международные площадки для того, чтобы напомнить о пленных украинских коллегах, говорит первый секретарь НСЖУ Лина Кущ.

Лина Кущ
Лина Кущ

«Мы действительно адвокатируем на разных уровнях. В частности, вместе с International Press Institute мы пару месяцев назад передали послу Ватикана в Украине список всех 30 украинских журналистов, которые сегодня незаконно удерживаются Россией, после того, как новый папа Римский выразил солидарность и обеспокоенность судьбами находящихся в заключении журналистов. Мы попросили Ватикан приложить усилия в посредничестве для освобождения наших журналистов.

Мы проводим мероприятия в Украине и в том числе в регионах. В частности, в Запорожье, где в заключении находятся их коллеги из Мелитополя, проводили несколько раз такие мероприятия солидарности, потому что там собираются журналисты, которые смогли спастись с оккупированных территорий и избежали этого плена. Им это очень близко», – рассказала она.

В списках пленных медийщиков долгое время была и фамилия журналиста проекта Крым. Реалии Радио Свобода Владислава Есипенко. В июне 2025 года его освободили из тюрьмы, он смог покинуть оккупированный Крым. Президент и генеральный директор «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Стивен Капус напомнил: «Более четырех лет Власти произвольно наказывали за преступление, которое он не совершал».

(Текст к публикации подготовила Наталья Кошелева )

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d160tnjnoq48uo.cloudfront.net/. Также следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

Новости без блокировки и цензуры! Установить приложение Крым.Реалии для iOS і Android.

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG