«Люди прежде всего». Такое название носит кампания, которую инициировали правозащитные организации из Украины, Европы и России. На фоне возможных переговоров об окончании войны они призывают сделать приоритетом безусловное освобождение всех удерживаемых Россией гражданских и военнопленных.
Сколько крымчан находятся в российском незаконном заключении? Что известно о жителях других оккупированных регионов, удерживаемых и осужденных в Крыму? Есть ли шанс на безусловное освобождение всех пленных и от чего это зависит? Об этом в эфире Радио Крым.Реалии ведущая Алена Бадюк поговорила с членом экспертного совета «Центра гражданских свобод» Михаилом Саввой и женой осужденного Россией журналиста Сергея Цыгипы.
Коалиция правозащитных организаций во главе с «Центром гражданских свобод» и «Мемориалом» запустила кампанию «People First», означающую «Люди прежде всего». По данным правозащитников, Россия удерживает в плену тысячи украинских гражданских и военнопленных, более 20 тысяч детей. Сотни российских политических заключенных лишены свободы за протесты против войны.
Правозащитники требуют освободить всех пленников и предоставить им возможность вернуться из России или оккупированных ею территорий. Они призывают создать независимый международный механизм для координации этих процессов. Кроме того, они настаивают, что Россия должна немедленно предоставить агентствам ООН и Международному комитету Красного Креста полный доступ ко всем пленникам и всем незаконно перемещенным или депортированным детям.
Вероятность мирных переговоров сейчас высока, и судьба пленных должна быть в приоритете, говорит Михаил Сава, эксперт «Центра гражданских свобод».
«Мы понимаем, что любые переговоры – это очень сложный процесс. И есть такой соблазн у людей, которые будут участвовать в этих переговорах, сделать приоритеты не в пользу людей, которые сейчас за решеткой. Поэтому мы настаиваем – люди превыше всего. People first», – заявил Михаил Савва в эфире Радио.Крым.Реалии
Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что не готов подписывать мирный договор с президентом Украины Владимиром Зеленским. Он утверждает, что тот нелегитимный из-за того, что истек срок его полномочий. Киев, в свою очередь, настаивает на том, что переговоры без участия Украины невозможны. По Конституции Украины во время действия военного положения выборы в стране невозможны, и глава страны в таких условиях сохраняет свою легитимность, настаивает Михаил Савва.
Но, учитывая ситуацию, переговоры могут состояться без участия первых лиц, предполагает он. И тут, в вопросе освобождения украинских пленников, ключевую роль могут сыграть США.
Независимо от того, кто у власти, демократы или республиканцы, права человека остаются в Соединенных Штатах приоритетной ценностью, считает правозащитник.
«Шанс на освобождение людей есть. Любой тоталитарный режим, а российский режим безусловно неототалитарный, не думает о людях вообще, люди не в приоритете. Но люди в приоритете для нас, поэтому эта кампания направлена на то, чтобы союзники Украины, в первую очередь Соединенные Штаты, новая администрация Соединенных Штатов, поняла, что переговоры без столь важного вопроса, как освобождение людей, не должны начаться», – заявил Михаил Савва.
На Россию есть несколько рычагов влияния, отмечает эксперт. Это действующие санкции и те ограничения, которые обещает президент США, в том случае, если Россия не пойдет на уступки. Есть еще и те механизмы, которые Украина не использовала, считает эксперт.
Еще ни одна страна не обратилась в Международный суд ООН с иском против России о нарушении Конвенции против пыток. Россия из нее не выходила, отмечает Михаил Савва.
Задержание тысяч украинских гражданских без судебных приговоров, судебных решений, незаконноМихаил Савва
«Задержание тысяч украинских гражданских без судебных приговоров, вообще без судебных решений, незаконно. Многих этих людей удерживают с марта 2022 года. То есть, это вариант жестокого обращения, которое запрещено этой Конвенцией. Россия его нарушила. Если такое обращение будет, это серьезный рычаг влияния, потому что международный суд ООН – это судебная инстанция. И ее решения обязательны для исполнения, в отличие, например, от резолюции Генеральной ассамблеи ООН», – говорит Михаил Савва.
Журналист и активист из Новой Каховки Сергей Цыгипа – один из гражданских пленников Кремля.
Российские военные задержали его в марте 2022 года в Херсонской области. До этого он участвовал в проукраинских митингах. После задержания Сергея перевезли в аннексированный Крым и содержали в Симферопольском СИЗО. Его обвинили в шпионаже. О том, что Сергей жив и удерживается в Крыму, жена Елена узнала только в конце мая 2022 года.
«Тогда умерла моя мама, и люди, когда пришли на поминальный обед, сказали, что там знакомые знакомых передали, что кто-то освободился из Симферопольского на тот момент, это был СИЗО №1, и слышал на прогулках фамилию Цыгипа. И сказали, что он сейчас находился на момент мая 2022 в первом СИЗО в Симферополе. Это была такая первая новость», – рассказала жена Сергея, Елена Цыгипа.
Уже позже Елена смогла получать весточки от мужа – в стихах. Так она узнавала о его состоянии.
«Сергей творческий человек, писатель, и у него есть стихи, акростихи. В этих стихах завуалировано я читаю о том, что к нему применяли электроток, избиение жестокое, шантаж, унижение. Буквально, конечно, об этом мне никто не может сообщить. Только когда Сергей вернется домой, и мы сможем узнать более подробно об этом», – рассказала Елена Цыгипа.
Сергея силой и шантажом вынудили отказаться от адвоката, с которым он заключил соглашение. И до первого заседания подконтрольного России суда, он не мог воспользоваться своим правом на защиту, рассказывает Елена.
«Только после того, как состоялось первое заседание суда в августе 2023 года, когда Сергей публично сказал, что все, что он подписал, это было по принуждению, под унижением, при пытках, и что он отказывается от всего, что он подписал, и требует своего адвоката. И только после этого был допущен адвокат к Сергею», – рассказала Елена Цыгипа.
В октябре 2023 года подконтрольный России Верховный суд Крыма приговорил Сергея Цыгипу к 13 годам заключения.
Его этапировали в колонию города Скопин Рязанской области России.
Его принуждали взять российское гражданство и паспортЕлена Цыгипа
«Мне известно, что его принуждали работать. Он отказывался, сказал, что даже по вашим законам я пенсионер и имею право не работать. Его принуждали взять российское гражданство и паспорт. Конечно, он тоже отказывается, потому что он адекватный, умный человек», – говорит Елена Цыгипа.
Последний раз письмо от Сергея Елена получила 19 декабря. Передать вести о себе удалось через адвоката. Так Елена узнала, что мужа держат в одиночной камере.
«Находились какие-то такие маленькие поводы, как конфета в тумбочке, не застегнутая пуговица верхняя или еще какие-то такие мелочи, за что его отправляли в карцер, якобы за нарушение режима. И по правилам этой колонии, если ты трижды находишься в карцере, тебя отправляют в камеру, не в отряд, а в камеру. И вот уже более полугода Сергей находится в этой камере», – рассказала Елена Цыпа.
Сколько всего украинцев, лишенных Россией свободы, точно неизвестно.
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека в феврале прошлого года сообщал о 28 тысяч гражданских. По данным Крымскотатарского Ресурсного центра с начала аннексии Крыма зафиксировано 370 политически мотивированных уголовных преследований местных жителей, более 220 из которых в отношении крымских татар.
В документах «Центра гражданских свобод» фигурируют данные о 7 тысячах человек.
«Уполномоченный по делам прав человека говорит о другой цифре, она больше, и она тоже имеет право на существование. В чем проблема? Она состоит в том, что никто не знает точное количество этих людей. Потому что РФ нарушает нормы международного гуманитарного права и не сообщает о большинстве даже в международный комитет Красного Креста», – рассказал Михаил Савва.
По информации правозащитника, известны фамилии 2 тысяч гражданских. Все остальное – это оценки, говорит он. Информацию о них нужно подтверждать, а людей искать. И это при том, что Россия их скрывает. Поэтому, говорит правозащитник, в требованиях кампании «Люди превыше всего» появилось условие о создании мониторинговой миссии.
По данным Национального союза журналистов Украины в российском плену находятся и около 30 украинских журналистов. 15 из них – журналисты, которых еще до полномасштабного вторжения России в Украину преследовали в аннексированном Крыму, в частности, и крымскотатарские гражданские журналисты. В российском заключении до сих пор находится и фрилансер Крым.Реалии Владислав Есипенко.
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://dyv6zms9nxo7l.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: