Доступность ссылки

США и Европе для сдерживания России нужно усилить Украину – эксперты CSIS


Во время акции возле Кремля «Своих не бросаем» в поддержку аннексии четырех областей Украины, частично оккупированных армией РФ. Москва, 23 сентября 2022 года
Во время акции возле Кремля «Своих не бросаем» в поддержку аннексии четырех областей Украины, частично оккупированных армией РФ. Москва, 23 сентября 2022 года

Украина станет ключевым элементом сдерживания России в Европе, но для этого ей нужно оказать необходимую помощь, чтобы она могла эффективно сыграть такую роль, считают исследователи Центра стратегических и международных исследований (CSIS). Чем бы ни завершилась нынешняя война России против Украины, агрессивная политика России, настроенная на увеличение своего влияния в мире, не позволит Западу вернуться к идее о сотрудничестве с Россией в ожидании ее демократизации, считают аналитики. Об этом пишет в своей статье Украинская служба «Голоса Америки».

Во время обсуждения будущей стратегии Запада в отношениях с Россией , которое проходило в Вашингтоне, авторы недавнего исследования на эту тему считают, что для успеха будущих переговоров, о которых говорит новый президент США Дональд Трамп, нужно убедить президента России Владимира Путина в том, что он должен вести настоящие переговоры, а не «садиться за стол и требовать капитуляции», считает Джеффри Манкофф, юрист Программы CSIS для Европы, России и Евразии.

«Нужно убедить Кремль, что его предположение о том, что время на его стороне, ошибочно, и Россия будет иметь больше пользы от вступления в переговоры по Украине сейчас, чем через шесть месяцев», – сказал исследователь во время дискуссии в четверг, 30 января.

Джеффри Манкофф
Джеффри Манкофф

Он добавил, что усиление Украины и возвращение ей преимуществ на поле боя является необходимым условием для переговоров с Путиным о прекращении огня.

Майкл Киммадж, директор Института Кеннана Центра Вильсона, считает, что ожидания от переговоров завышены.

«Я сомневаюсь, что дипломатия на этом этапе может принести успех. Украина и США с одной стороны, Россия – с другой, настолько далеки в своих позициях, что это вряд ли возможно», – считает он.

А высокие ожидания могут, по его мнению, наоборот, привести к эскалации конфликта.

На нынешнюю ситуацию он предлагает смотреть с перспективы стратегии сдерживания еще времен Холодной войны, когда сдерживание означало ограничение военного влияния России.

«И с этой точки зрения, если Россия контролирует всего 18% территории Украины, то это не проигрыш Украины, а успех сдерживания», – считает он.

Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться еще несколько десятилетий, как это было с разделенной после войны Германией, считает Манкофф, но к тому времени единственной серьезной политикой в отношении России должно быть сдерживание.

Как Запад оказался в ситуации, когда он снова должен сдерживать Россию?

Запад недооценил способность России к возрождению и воспроизводству проблем, которые привели к необходимости разрабатывать относительно нее стратегию сдерживания, говорит Мария Снеговая, исследовательница из Программы Европы, России и Евразии CSIS.

В частности, на Западе не поняли, что российское руководство и значительная часть общества продолжали питать амбиции «великого государства».

«То, что мы видели в 1990-х и воспринимали как демократизацию, было исключением в истории России, которая вернулась к своей исторической норме сейчас. Соответственно, нам придется возвращаться в нашу историческую норму – сдерживанию России», – говорит Снеговая.

Мария Снеговая
Мария Снеговая

По ее мнению, было ожидание, что Россия откажется от своих геополитических амбиций и интегрируется в западную систему отношений. После падения коммунистического режима Запад строил свою политику в отношении России на ошибочном предположении, что со временем ее экономические и демографические проблемы снизят ее негативный потенциал. Но оказалось, что «российскому режиму и не нужно так много людей, чтобы поддерживать свое существование», говорит Снеговая.

Еще одной ошибкой Запада, по мнению исследовательницы, было ожидание, что с помощью экономических связей удастся сдержать российские международные амбиции, потому что она не захочет терять доходы от торговли с Западом. Все вышло с точностью до наоборот, говорит Снегова, потому что Запад связал себя торговлей с Россией настолько, что даже сейчас в некоторых политических кругах Европы питают надежду на то, что удастся возродить довоенные отношения с Россией, когда Москва являлась главным поставщиком энергоносителей в Европу.

Поэтому исследовательница призывает Запад пересмотреть свои ошибочные взгляды на Россию и признать, что независимо от исхода войны, которую Россия ведет против Украины, Россия останется государством, бросившим вызов западному миропорядку.

Майкл Киммадж, директор Института Кеннана Центра Вильсона, считает, что сейчас сдержать Россию будет сложнее, чем во времена СССР, потому что тогда Запад доминировал в мире экономики, финансов, торговли. Сейчас его позиции пошатнулись за счет таких сильных игроков как Китай, Индия, Южная Африка и других.

«Если бы не Китай, Россия не имела бы такого доступа к рынкам и капиталу, который она имеет сейчас, и не смогла бы поддерживать войну, которую она ведет против Украины», – говорит Киммидж.

Но, как говорит исследователь, изучающий Россию еще со времен СССР, «то, что проблема выглядит более сложной, не означает, что ее нельзя или не нужно решать».

По мнению Киммиджа, сдерживание не означает задабривания агрессора. Извлекая уроки из Холодной войны, он считает, что возможно сдерживать Россию в Европе, но одновременно вести с ней диалог относительно других частей мира или по другим темам, например нераспространению ядерного оружия. И такой диалог, по мнению исследователя, мог бы установиться в результате переговоров президента США Трампа и президента РФ Путина относительно Украины. Как поспешил добавить Киммидж, диалог, который включает, конечно, Украину.

Россию отодвинули от Европы, но ее влияние распространилось на другие части света

Сдерживать Россию сложнее и проще, чем это было во времена Холодной войны, считает Джеффри Манкофф, юрист Программы CSIS для Европы, России и Евразии, потому что линия столкновения сейчас передвинулась намного дальше на восток.

«Мы воюем сейчас за Украину, которая была частью СССР, а не советского блока. Это означает, что мы не должны бояться сценария, когда Россия пойдет в наступление на Берлин, что было опасением во время Холодной войны. Это является гораздо менее вероятным. Также Россия является меньшей военной мощью и не имеет глобальной проекции, которой она обладала во времена СССР», – говорит Манкофф.

Но, с другой стороны, Холодная война велась на значительно более узком «театре боевых действий», считает исследователь, поскольку не включала столь активной деятельности России в Юго-Восточной Азии, в Африке к югу от Сахары.

Также на передней линии нового противостояния с Западом есть бывшие советские республики – кроме Украины, это Молдова, Грузия, страны Центральной Азии, которые ближе к России географически и которые Россия считает частью своей зоны влияния, они далеки от США, и в них США не могут иметь такого прямого влияния.

Манкофф приводит пример Грузии, чья перспектива членства в западных институтах из-за влияния России отодвинулась на дальнюю перспективу.

Говоря об опосредованном влиянии на эти страны, Манкофф считает, что США могут действовать через региональных лидеров в этом регионе – Турцию на Кавказе, Индию в Центральной Азии.

Возвращаясь к роли Европы, Макс Бергманн, директор Программы Европы, России и Евразии CSIS и соавтор недавнего исследования Снеговой на эту тему, говорит, что Европе придется коренным образом пересмотреть свою оборонную политику, учитывая угрозу России, но также и политику США при президенте Дональде Трампе.

«Со стороны администрации Трампа мы видим желание переложить безопасность Европы на плечи европейцев. И это, чего мы не видели со времен еще до Второй Мировой войны», – говорит Бергманн.

Он отмечает, что речь идет не только о финансовых расходах, которые придется увеличивать, но и о том, как европейские военные коммуницируют между собой, потому что сейчас они завязаны на ключевой роли США в Европе, а не на том, как европейцам вместе воевать с противником.

Также, по мнению исследователя, Европе нужно будет проводить более согласованную международную политику – в Африке, Азии, других регионах, которые оставались сферой интересов отдельных стран, а не блока в целом.

Благодаря этим регионам Россия все еще может вести войну в Украине, получая преимущественно оружие – амуницию из Северной Кореи, дроны и ракеты из Ирана. Но эти страны мало чего иного производят, отмечают исследователи. Иран и Россия не могут продавать нефть друг другу, так что Запад должен разработать стратегию, которая будет направлена против слабостей России, говорит Мария Снеговая.

Но для этого он должен осознать, что пора действовать, иметь политическую волю. «Настал конец конца истории», – пошутила она. Хорошие времена прошли. Возможно, к ним еще удастся вернуться, но для этого еще многое предстоит сделать, считает исследовательница.

Сдерживание России – это очень долговременная задача, подчеркнул Манкофф, возможно, на несколько поколений.

«Нам нужно подчеркнуть, что на уровне руководства и на уровне обществ, нам нужно сосредоточиться на этой идее сдерживания столько, сколько потребуется. Во времена Холодной войны потребовалось 40 лет. Возможно, на этот раз это не продлится так долго», – подытожил он.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

30 сентября 2022 года после проведения на оккупированных украинских территориях фиктивных референдумов о вхождении в состав России Москва объявила об аннексии Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей Украины.

** ** ** ** **

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://dyv6zms9nxo7l.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG