Доступность ссылки

«Строят с нуля»: Россия спешит ввести в строй альтернативу Керченскому мосту


Новая железная дорога в оккупации позволит российской армии по меньшей мере вдвое сократить расстояние для доставки военных грузов
Новая железная дорога в оккупации позволит российской армии по меньшей мере вдвое сократить расстояние для доставки военных грузов

Какими темпами происходит строительство железной дороги, соединяющей Россию с оккупированным Приазовьем и аннексированным Крымом? Станет ли она альтернативой Керченскому мосту и насколько упростит логистику российских оккупационных войск? Как Россия сейчас использует Керченский мост и остается ли он целью для Украины? Об этом читайте в материале проекта Радіо Свобода «Новости Приазовья».

Россия для улучшения военной логистики продолжает расширять железнодорожную сеть. По данным Центра журналистских расследований, за последний месяц такие работы активизировались в радиусе около 40 километров южнее Донецка, а также ускорилось строительство на участке Мариуполь – Бердянск.

В издании отмечают, что это позволит российской армии минимум вдвое сократить расстояние для доставки военных грузов в тыл и как можно ближе к линии боевого столкновения, увеличить количество эшелонов и ускорить ротацию личного состава вместе с техникой на восточном и южном фронтах.

«Железная дорога вдоль линии фронта»

Советник городского головы Мариуполя Петр Андрющенко 2 мая сообщил, что из порта в этот день вышел первый грузовой поезд на станцию Волноваха. По его словам, «с учетом скорости развития железной дороги в районе села Гранитное, эта новость не хорошая».

Депутат Мариупольского городского совета Роман Амелякин рассказал «Новостям Приазовья», что железнодорожное сообщение между Волновахой и Мариуполем существовало и раньше. Оно прекратилось после начала войны 2014, а после оккупации Мариуполя его возобновили.

Эта ветка позволит оккупантам обеспечивать свою группировку на Запорожском направлении даже в случае потери Крымского моста
Роман Амелякин

«Фактически эта железная дорога Мариуполь – Волноваха идет вдоль линии фронта, и там может быть поражена нашими войсками. Но оккупанты строят еще ветку от Ростова и до села Малогодное через Гранитное. Дальше она уже соединяется с этой веткой Мариуполь – Волноваха. И вот эта ветка позволит оккупантам обеспечивать свою группировку на Запорожском направлении даже в случае потери Крымского моста. Это более короткое плечо, не через Крым, его могут использовать даже параллельно. Из того, что я слышал об этой дороге, – проложены насыпи, построены два моста на этом пути и сейчас идет укладка рельсов на шпалы. То есть в ближайшее время, это считанные месяцы, и по этой ветке смогут пойти уже поезда с военной техникой, с личным составом», – прогнозирует депутат.

Роман Амелякин
Роман Амелякин

«Дороги для военной техники»

Также оккупационные власти строят отдельную железнодорожную ветку в Мариуполь, но этот процесс находится еще на начальной стадии, говорит Амелякин.

«Сейчас выходит, что Мариуполь – тупиковая станция, сюда нужно ехать отдельно и больше она ни с чем не сообщается, только с Волновахой. А если построить ветку из Ростова, а потом еще вывести ветку на Бердянск, то будет такая себе дорога вдоль линии фронта. На самом деле несколько месяцев спустя последовало поражение с нашей стороны (украинскими силами – ред.) по мосту возле Гранитного. После этого они начали строить ветку в направлении Мариуполя. То есть, это и затормозило данный процесс на определенный период. Дало им понять, что в принципе мы где-то достаем и это не очень безопасный путь», – сказал он.

Колонна техники русской армии под Волновахой, март 2022 года
Колонна техники русской армии под Волновахой, март 2022 года

Кроме того, для усиления своей военной логистики российские оккупационные власти строят автомобильное сообщение вокруг Мариуполя, добавил депутат.

«Куча видео уже гуляет, что оккупанты расширяют дорогу в Новоазовск из Мариуполя. Раньше они ее отремонтировали, потому что она была в заброшенном состоянии, пока там линия фронта проходила у Мариуполя. Сейчас достраивают еще полосы. То есть это не будет туристический вал на Азовское море, а дорога именно для переброски военной техники и каких-то средств для ведения боевых действий», – говорит Амелякин.

Учитывая боевые действия и оккупацию Россией части южных территорий Украины, редакция не может получить официального подтверждения о некоторых озвученных свидетельствах или независимо их проверить.

«Строительство идет полным ходом»

Депутат Запорожского областного совета Сергей Лышенко рассказал, что строительство железной дороги на оккупированной территории региона сейчас ведется активно. Кроме путей будут также подстанции, объекты для сопровождения железной дороги.

Железнодорожный путь проходит параллельно автодороге, соединяющей Мелитополь с Бердянском
Сергей Лышенко

«Строительство идет полным ходом, и они декларируют, что в этом году они его завершат. Фактически этот железнодорожный путь проходит параллельно автодороге, соединяющей Мелитополь с Бердянском, так называемая трасса Одесса – Ростов, существовавшая еще с советских времен. Она из Мелитополя в Бердянск, условно говоря, проходит по территории Запорожской области», – пояснил он.

Между Мелитополем и Бердянском железнодорожного сообщения не было, поэтому оккупанты его строят «с нуля», говорит депутат. По его словам, раньше в этом не было нужды, ведь был путь, который шел севернее, через Васильевку. За счет этого обеспечивался требуемый объем перевозок.

Сергей Лышенко
Сергей Лышенко

«Но сейчас обеспечить движение по этому пути невозможно, потому что эта зона приближена к зоне боевых действий, а иногда и даже зона боевых действий, в связи с чем и не осуществляется непосредственное движение железнодорожных составов по этому маршруту. К тому же, я так понимаю, враг пытается максимально отдалить эту железную дорогу от линии боевого столкновения, потому строит ее альтернативно. По имеющейся географии это логичнее – продвигаться более коротким путем», – говорит Лышенко.

«Сухопутный коридор в Крым»

Вблизи Мелитополя железнодорожную ветку хотят присоединить к той дороге, которая ведет в Крым, рассказывает депутат. Таким образом, россияне планируют создать полноценную железную дорогу на суше, которая будет соединять Россию и оккупированные территории.

Враг получит то, что хотел – сухопутный коридор в Крым не только автомобильный, но и железнодорожный
Сергей Лышенко

«Они строят железную дорогу таким образом, чтобы непосредственно в Мелитополе, или возле Мелитополя подсоединиться к этой к существующей ветке на Крым и, соответственно, протянуть ее в Бердянск, а оттуда в Мариуполь, подключившись там к существующей железной дороге, для того чтобы можно было обеспечивать соединение с другими территориями. Соответственно, Мариуполя с Ростовом, откуда она будет выходить на общероссийскую железнодорожную сеть. Фактически это будет альтернативный путь в Крым, в том числе для перевозки. То есть враг получит то, что хотел – сухопутный коридор в Крым не только автомобильный, но и железнодорожный. Если у них все удастся построить, конечно», – добавил он.

Здание железнодорожной станции в городе Мелитополе
Здание железнодорожной станции в городе Мелитополе

«Намерения усилить логистику»

Начальник Центра стратегических коммуникаций Сил обороны юга Дмитрий Плетенчук рассказал «Новостям Приазовья», что в российской армии до сих пор есть специальные подразделения, занимающиеся именно строительством и ремонтом железных дорог.

Россияне умеют строить железную дорогу, это всегда был основным логистическим инструментом имперской российской армии
Дмитрий Плетенчук

«Это одна из целей так называемой «СВО» (так в России называют полномасштабное вторжение в Украинку – КР) – создание коридора по суше, потому что это надежнее, и дешевле. Россияне умеют строить железную дорогу, потому что это всегда был основным логистическим инструментом имперской российской армии, независимо от того, как они назывались – царская Россия, СССР, или Российская Федерация. Поэтому они всегда уделяли достаточно много внимания именно развитию железной дороги. У них есть военные железнодорожники. То, чего, например, давно нет в Украине. И у нас, кстати, был столь интересный кейс. При попытках штурма Николаева высаживался десант на аэродроме. И там среди этих спецназовцев ГРУ был один такой персонаж, который как раз до этого служил срочную службу в железнодорожных войсках. У них есть соответствующие подразделения, которые способны быстро это ремонтировать и так же достаточно быстро они могут ее (железную дорогу) прокладывать», – рассказал Плетенчук.

Дмитрий Плетенчук
Дмитрий Плетенчук

Морская логистика также рискованна для российских войск, отметил спикер. Поэтому они заинтересованы построить железную дорогу как можно скорее. Если оккупационные власти закончат ее строительство в планируемых объемах, она сможет заменить Керченский мост, добавил Плетенчук.

«Любая логистика военная, которая приближена к непосредственной зоне боевых действий, конечно, упрощает многие вопросы, связанные с логистикой. Надо понимать, что последнее, что их волнует, это проблемы местного населения. Я не удивлюсь, если по этой железной дороге поедут так же на Джанкой через Крымский перешеек, например, пассажирские поезда. Могу только добавить, что пользоваться пассажирами перевозками по этой железной дороге я очень не советую», – отметил он.

Железная дорога в Джанкое, аннексированный Крым, 2020 год
Железная дорога в Джанкое, аннексированный Крым, 2020 год

Глава Главного управления разведки Министерства обороны Кирилл Буданов в феврале этого года анонсировал «новые сюрпризы» для оккупационных сил в Крыму и заявил, что не советует гражданским пользоваться Керченским мостом.

«Удар по имиджу Путина»

Глава Крымскотатарского ресурсного центра Эскендер Бариев считает, что строительство железной дороги и автодорог на Приазовье ведется не как альтернатива Керченскому мосту, а как дополнение к этому сообщению. В результате Россия хочет существенно усилить логистику находящейся на юге военной группировки.

Он напомнил о строительстве Россией Керченского (Крымского) моста и трассы «Таврида» на захваченном полуострове. По его мнению, это происходило не для гражданских граждан, а, прежде всего для того, чтобы «создать логистические механизмы для дальнейшей агрессии против Украины». Пока оккупационные власти делают все возможное, чтобы защитить Керченский мост от атак, говорит Бариев.

Эскендер Бариев
Эскендер Бариев
Росияне системно проверяют всех проезжающих через Крымский мост, его перекрывают, когда есть воздушная опасность
Эскендер Бариев

«Они устанавливают боны, затапливали баржи в Керченском проливе, часто используют старые суда, чтобы перекрывать доступ к Крымскому мосту с моря. Кроме того, они системно проверяют всех проезжающих через Крымский мост, системно его перекрывают, когда есть воздушная опасность, используют такие дымовые завесы для того, чтобы невозможно было сделать фотографию или снять, как работает ПВО РФ, где они находятся. Крымский мост часто перекрывается. То есть его загрузка уменьшается для того, чтобы не было никаких событий», – рассказал правозащитник.

Впрочем, считает он, уничтожение Керченского моста все равно будет большой потерей для России: «В первую очередь, это будет большой удар по имиджу Путина, по имиджу России, по политическим амбициям Путина. Это очень важный логистический объект. Здесь речь идет и о поставках нефти, и о поставках военной техники, и о поставках продовольствия. То есть здесь это будет очень серьезный удар».

Автомобили на Керченском мосту, 3 мая 2023 года
Автомобили на Керченском мосту, 3 мая 2023 года
  • Россия больше не использует Керченский мост для снабжения своей армии, написало недавно британское издание The Independent, ссылаясь на анализ спутниковых снимков. Они показывают, что на мосту практически отсутствует движение транспорта, и поэтому оно вроде бы больше не может быть эффективной военной целью для украинской армии.
  • Использование этого объекта значительно сократилось после того, как 17 июля 2023 года Украина атаковала его с помощью беспилотников и взорвала участок дороги и железнодорожное полотно, отмечается в анализе.
  • Гендиректор агентства Molfar Артем Старосек заявил, что решение российских властей прекратить использование Керченского моста пришлось на резкий рост грузовых перевозок через Тамань в Ростовскую область. По мнению аналитика, Украина могла бы получить выгоду, нацеливаясь на эти сухопутные маршруты, а не тратя свои ресурсы на атаку моста.
  • О том, что Россия уже не использует Керченский (Крымский) мост для снабжения оружием, в конце марта говорил и руководитель Службы безопасности Украины Василий Малюк. Он отметил, что украинские силы имеют потенциал уничтожить мост полностью.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

30 сентября 2022 года после проведения на оккупированных украинских территориях фиктивных референдумов о вхождении в состав России Москва объявила об аннексии Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей Украины.

** ** ** ** **

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d18x316j6wxdr4.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

XS
SM
MD
LG