Силы обороны Украины успешно противостоят попытке России установить военное господство в Черном море после аннексии Крыма и начала полномасштабной войны. Осенью 2023 года бойцы Главного управления разведки Минобороны Украины отбили у российских военных так называемые «вышки Бойко» – газодобывающие платформы «Петр Годованец» и «Украина», установленные на морском шельфе недалеко от берегов Крымского полуострова незадолго до его захвата Россией. За остальные буровые установки ведутся бои.
О специфике сражений на воде рассказывает боец с позывным «Очерет» из 2-го отряда специальных действий «Корд» им. Владислава Пелешенко в составе «Спецподразделения Тимура» ГУР МО Украины.
Никто не шел просто на рожон, ничего не зная, не проведя разведку, доразведку и не зная, что там на самом деле происходит
«Это [по сути] корабль, который строится на судостроительных заводах. Затем он буксируется к месту, где проведена геологическая разведка, где он уже будет бурить. С него опускаются четыре так называемые стойки, затем проходят водолазные работы, стойки анкерятся ко дну. Это глубина может быть, насколько я видел по номерам отметок, метров 40, где-то 50. И потом платформа на мощных кранах, редукторах поднимается над водой метров 10-15, чтобы ее шторм не зацепил», – рассказывает о технологии создания и перемещения газодобывающих платформ на необходимую локацию в Черном море «Очерет».
Раскрыть подробности боев за буровые платформы «Очерет» предлагает уже после войны. Сейчас любая деталь может помочь противнику, объясняет он.
«Никто не шел просто на рожон, ничего не зная, не проведя разведку, доразведку и не зная, что там на самом деле происходит. И когда мы получали эту информацию, то отрабатывали и беспилотные летательные аппараты, и потом были тоже миссии доразведки, и после этого уже был непосредственно заход на платформу, укрепление, создание боевых позиций и контроль вышки», – говорит ГУРовец.
По видео ГУР понятно, что штурм газодобывающих платформ, удерживаемых Россией, – это рейд на катерах на десятки километров до точки назначения, атака на позиции противника на буровых FPV-дронами и стрелковый бой с целью его подавления.
Любой следующий боец, кто ближе, может встать за руль и управлять бортом
«Рейдовая скорость – это около 50-60 км/ч. Если идут маневры или боестолкновение, осуществляется маневрирование лодок, то это может быть более 100 км/ч. Когда это еще ночь, и когда много лодок – это такое себе шоу», – объясняет «Очерет».
Каждым катером в бою управляет шкипер. Но в отряде «Очерета» эта должность условная. В идеале каждый борт – это команда универсальных бойцов.
«Когда идет боевая операция, то небо на 360 градусов контролируется всеми, потому что шкипер смотрит больше вперед. Помощник его контролирует больше «право-лево», но корму тоже кто-то должен стеречь. Правый и левый фланг – все сосредоточены как один. Вообще, в отряде такая практика, что все должны управлять лодками. У нас проходят постоянные учения, то есть все члены отряда должны управлять любой техникой, управляться с любым оружием и так далее. Постоянно тренируются. Шкипер непосредственно отвечает на миссии за маршрут, но, не дай бог, если с ними что-нибудь произойдет, любой следующий боец, кто ближе, может встать за руль и управлять бортом», – говорит «Очерет».
В таких морских боях российских военных может поддерживать авиация. «Очерет» – один из бойцов, переживших на море атаку российского истребителя.
«Это тоже была одной из наших миссий, нам нужно было доставить на одну из буровых оборудование, пополнить ребятам запасы продуктов, воды и так далее. Это была обычная миссия, ничего сложного. Мы пришли, встали, начали работу свою выполнять, инженеры начали монтировать оборудование, выгрузки, загрузки, ротационные основы. И самолет зашел – мы его даже не слышали – со стороны Змеиного. Они знают, как это делать, что мы даже не услышали шум двигателей. Сначала как будто гром пошел – гул моторов – это я его увидел уже с расстояния может метров 800-900», – вспоминает «Очерет».
МиГи больше атакуют побережье, а «сушки» – это морская работа. И постоянно в небе что-нибудь есть
В той атаке, вспоминает военнослужащий, им повезло. Пилот российского самолета Су атаковал, но не попал в цель. Личный состав и катера уцелели.
«Россияне патрулируют в Черном море 24 на 7. Это, как правило, несколько беспилотников, которые могут летать 8-12 часов, может, более суток. И подкрепляется это истребителями МиГ-31, Су-24М, Су-34Р и Су-35, в зависимости от миссий. МиГи больше атакуют побережье, а «сушки» – это морская работа. И постоянно в небе что-нибудь есть», – поясняет украинский военный.
«Очерет» убежден, что во многом успех каждой морской операции зависит от подготовки на суше.
«50% успеха этой работы – погода. Потому что мы четко отслеживаем погоду, штормы, ветры. Это самое главное в этих операциях», – отмечает «Очерет».
Какой-то глубинной связи с аннексированным Крымом у «Очерета» нет и не было. Рассказывает, бывал на Крымском полуострове, как и многие другие украинцы.
«Товарищ мой пошутил, сказал, когда кончится война, мы тебе путевку на моря купим, чтобы поехать отдохнуть. Черное море стало для нас такой частью жизни. Постоянная работа в море», – говорит ГУРовец.
Одна из последних громких операций ГУР МО Украины в Черном море – атака и выведение из строя корабля Черноморского флота России «Спасатель Ильин». Судно спустили на воду в 2015-ом и, по оценкам ГУР, стоило оно 60 миллионов долларов. Кораблей такого класса у России четыре.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: