Перед нами книга «Формирование модерного национального сознания украинцев Крыма: тенденции, перспективы и ассимиляционные угрозы (конец ХІХ – начало ХХІ столетия)», созданная группой авторов. Как ни странно, но это первая системная попытка рассмотреть историю украинского населения Крыма как целостного явления. Книга является настоящей энциклопедией жизни и самоорганизации украинской громады Крыма, ее становления и развития. Предыдущие исследования на эту тему носили более частный и менее панорамный характер. Отметим главные опорные точки исследований, вошедших в издание.
Группа украинских историков в составе доктора исторических наук Павла Гай-Нижника, кандидатов исторических наук Андрея Иванца, Ирины Краснодемской, Елены Газизовой, Антона Божука и историка Сергея Губского предприняла попытку системно рассмотреть историю украинцев в Крыму с конца ХІХ века до нынешнего времени в развитии и взаимоотношениях с другими составляющими исторического процесса на территории Крымского полуострова. Книга опровергает поспешное утверждение российских историков и борющихся за гегемонию на полуострове российских политиков о том, что «никаких украинцев тут не было никогда».
Российская составляющая социума Крыма, опираясь, по их традиции, на военную силу и агрессивную политику, охотно признавала все другие инонациональные составляющие – скифскую, греческую, армянскую, немецкую и так далее – но в то же время отказывала в признании и фальсифицировала вклад в историю Крыма крымскотатарской и украинской составляющих. Это значит, что именно они, а не, например, греки или армяне, представляли русским, захватившим Крымский полуостров силой, неоспоримую конкуренцию и реальную угрозу как имперскому этносу. Оказывается, украинцы не просто были в Крыму, но заметно влияли на жизнь полуострова и оставили неоспоримые доказательства этого. Причем, в определенные периоды времени только украинцы были в состоянии вместе с крымскими татарами конкурировать за ведущую роль в жизни Крыма.
В книгу вошли исторические очерки, системно представляющие проблему участия украинцев в развитии Крыма с конца ХІХ столетия по настоящее время. Они свидетельствуют, что украинцы в Крыму всегда играли заметную роли в его жизни. В частности, французский инженер Мармон, который побывал на полуострове в 1834 году, при описании Керчи отмечал, что его очень впечатлили песни украинских казаков. В 1897 году, согласно статистической переписи, в Крыму проживали 63 тысячи украинцев, и они составляли 22% населения Перекопского, 21% населения Евпаторийского, 16% населения Керченского, 13% Севастопольского и 12% Феодосийского уездов. Естественно, уже тогда украинцы играли заметную роль во всех аспектах жизни Крыма.
Книга состоит из 10 очерков, системно рассматривающих периоды развития украинства в Крыму. Антон Божук анализирует исторический период до Первой мировой войны, так называемой «прекрасной эпохи» (1890 – 1914), итогом которого стало утверждение украинских общин на всей территории Крыма. Он рассматривает многочисленные связи Крыма с Украиной, в частности развитие в Крыму украинского печатного слова, связи с украинскими писателями и поэтами – Лесей Украинкой, Олесем Ольжичем, Александром Коныським и другими деятелями литературы. Он прослеживает деятельность украинского театра в Крыму, работу крымских украинских обществ по сбору средств на памятник Тарасу Шевченко в Киеве, причем, описав все масштабные мероприятия в Крыму, он отмечает, что «Крым громче всех помянул Тараса Шевченко».
Конец «прекрасной эпохе» в Крыму, как и развитию региона в целом, отмечает автор, положил захват полуострова большевиками, когда регион был ввергнут в красный террор и последующую за ним деукраинизацию, которая, по его утверждению, с разными темпами продолжалась до восстановления независимости Украины в 1991 году.
Очерк доктора исторических наук Павла Гай-Нижника (он же составитель и научный редактор монографии) посвящен анализу украинско-крымских процессов во время деятельности правительства гетмана Павла Скоропадского. Одним из главных политических мотивов этого периода было реализация идеи вхождения Крыма в состав Украины в 1918 году. Уже в этот период украинское население в Крыму согласно переписи 1918 года составляло 21%. Уже тогда известный политический деятель Украины Дмитрий Донцов отмечал, что «суверенитет Украины без Крыма является иллюзорным», он подчеркивал, что «политически Крым является интегральной частью Украины и таким должен оставаться и дальше. И вмешательство третьего фактора (кроме Крыма и Украины)... абсолютно недопустимо...»
Процесс воссоединения (злуки – на украинском) Крыма и Украины дошел до политических переговоров и разработки «Главных принципов объединения Крыма и Украины на правах «автономного края», но положительному решению вопроса о вхождении Крыма в состав Украины тогда помешала антиукраинская и пророссийская позиция крымского правительства Сулькевича, неискренность («крутійство, підступ і обман» со стороны крымской делегации), вмешательство России, нерешительная позиция Киева и Берлина. Но история вполне могла сделать тогда этот крутой поворот и это изменило бы историческую судьбу всего региона. Тем не менее украинская идея не умерла, съезд украинцев Крыма в августе 1918 года взял курс на развитие и укрепление украинского сообщества в Крыму.
Кандидат исторических наук Андрей Иванец провел исследование процесса самоорганизации украинцев в Крыму в ходе революций и российско-украинских войн 1917–1920 годов. Этот период заканчивается ноябрем 1920 года, когда большевистские войска захватили Крым, а врангелевские части эвакуировались из полуострова. Начался красный террор 1920-21 годов, в котором погибли, по разным сведениям, от 12 до 120 тысяч человек, многие из них были украинцами.
Андрей Иванец отмечает: «Несмотря на то, что украинская революция в Крыму, как и крымскотатарская и российская, претерпела поражение, период войн и революций сыграл важную роль в формировании новейшего национального самосознания крымских украинцев, дал им ряд примеров и опыт их самоорганизации в форме гражданских, политических и даже военных структур». В частности, автор имеет в виду опыт формирования Краевой Украинской Рады Крыма, активисты украинской громады Крыма в 2020 году восстановили эту структуру. Таким образом, прослеживаем историческую преемственность стремлений и замыслов украинства в Крыму, что свидетельствует о соблюдении украинцами своих национальных интересов на их этнической территории.
Этапом испытаний для украинского сообщества Крыма стал предвоенный период, когда происходило формирование тоталитарного режима в России и затем в СССР. За это время Крым прошел через жернова массового террора под руководством Бела Куна и Землячки, отличавшихся особой жестокостью. Для проведения террора все структуры ВЧК были реорганизованы в единую организацию. Уничтожив десятки, а то и сотни тысяч жертв, красный террор в Крыму стал последним аккордом гражданской войны в России, считает автор этой главы Ирина Краснодемская. 18 октября 1921 года была создана Крымская АССР, которая не носила четко выраженной национальной характеристики, но стала одной из многих административно-территориальных единиц, которая должна была исполнять указания из Москвы.
Большевистская реорганизация сельского хозяйства привела к жестокому голоду 1921-22 годов, в результате которого в Крыму погибли от 100 до 150 тысяч человек, примерно 15% всего населения. Согласно переписи 1926 года в Крыму проживало 77405 украинцев, примерно 10,8%. Но поскольку голод в Украине был еще более жестоким, в Крыму от него спасались переселенцы практически со всех украинских областей, а также из Донщины, Кубани, Слобожанщины и других регионов, особенно после 1923 года. Поэтому перепись 1926 года обосновано подвергается сомнению, даже в то время в документах Крымского ЦИК говорилось о неполном учете украинцев, на самом деле они составляли не 10,8%, а 15-16% населения.
Спасаясь от голода, украинцы Крыма в 20-е годы активно развивают свой быт и национальную культуру. В 1927 году по требованию родителей в дополнение к единственной украинской школе имени Шевченко в Севастополе была создана семилетняя украинская школа в Симферополе, но ее материальная база была неудовлетворительной – всего 2 класса в бывшей гимназии. На весь Крым славились украинские исполнительские коллективы.
В конце 1932 года ЦК ВКП (б) принял решение об остановке украинизации, что открыло путь к массовым репрессиям 1930-х годов. В 1933 году вышла секретная директива Наркомпросвещения о закрытии украинских школ, но в Крыму правдами и неправдами украинские школы сохранялись еще и в 1940-41 годах и насчитывали более 7716 учеников. А во время террора 1930-х годов в Крыму, согласно директивам сверху, было незаконно расстреляно и осуждено на длительные сроки больше 4 тысяч человек, среди них 488 украинцев.
Деятельность украинцев Крыма, их участие в организации сопротивления немецким завоевателям и организации подпольного и партизанского движений в Крыму анализирует историк Сергей Губский. Автор отмечает до сих пор замалчиваемый факт, что многие недостатки и трагедии в партизанском движении Крыма со стороны командиров Алексея Мокроусова и комиссара Серафима Мартынова, освобожденных от командования в 1942 году, привели к снижению эффективности партизанской борьбы, однако их жалобы на якобы предательство крымских татар позволили большевистскому режиму в 1944 году выдвинуть против них такое же огульное обвинение и именно им обосновывать депортацию крымскотатарского народа.
На момент освобождения Крыма партизанские отряды насчитывали 3750 тысяч человек, из них 313 были украинцами. В апреле 1944 года 692 участника партизанского движения были награждены орденами и медалями, и среди них 119 украинцев.
Жизнь украинской громады Крыма в 1950-1980 годах характеризуется как путь от развития до упадка: социальная апатия, полное отсутствие украинских школ, игнорирование украинского языка, кризис в украинском театре. В это время в Крыму еще работают Ялтинская капелла бандуристов и музей Леси Украинки, проводятся кобзарские фестивали, пропагандирует мастерство украинской вышивки Вера Роик. Однако и украинское искусство, и украинская община Крыма не получают помощи и поддержки от украинского государства.
Сопротивлением российскому реваншизму стала борьба крымских украинцев в первые годы независимости Украины. Январский референдум 1991 года в Крыму трактуется сейчас российскими пропагандистами как первый шаг к незаконному референдуму 2014 года и аннексии Крыма Россией. Несмотря на многоплановое и активное развитие украинской культуры, активизацию политической жизни украинцев, организацию Евромайдана, украинская община не получала нужной поддержки от Киева, что порождало апатию и в конце концов привело к русификации Крыма и российской аннексии.
Анализируя нынешний период оккупации Крыма Россией, авторы отмечают наличие широкого сопротивления многих крымчан ее геноцидальной политике, лингвоциду, этноциду, военным преступлениям и запретам свободы слова, собраний и вероисповедания, уничтожению украинского и крымскотатарского образования, украинских медиа и общественных организаций, всех проявлений украинской культуры. Крым оккупирован временно, будет освобожден и возвращен в состав Украины, считают они.
На основании анализа самоорганизации украинской громады Крыма историки разработали несколько необходимых, по их мнению, рекомендаций органам власти Украины, которые могли бы повысить активность и эффективность деятельности крымских украинцев. В частности, они предлагают восстановить существовавшие до российской аннексии общественные организации украинцев и обеспечить их поддержку для эффективной работы гражданского общества. При составлении Концепции этнополитики в Украине рекомендуется рассмотреть внедрение социального статуса «меньшинство в меньшинстве» для защиты и обеспечения потребностей украинцев, находящихся в инонациональном окружении, со всеми вытекающим из этого мерами. Авторы также предлагают внести в Конституцию Украины положение о гарантированном представительстве украинцев в региональных органах власти Крыма. В стране должна существовать программа мер по обеспечению национально-культурных потребностей украинцев во всех регионах страны.
Думается, что эта книга, столь полно отвечающая на вопрос, кто такие украинцы Крыма и каковы их потребности, должна стать энциклопедией, справочником и учебником для украинских депутатов, государственных служащих, военных, историков, экономистов, практическим пособием для студентов.
Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d6e1ketvyr3dd.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: