Рубрика «Мнение», специально для Крым.Реалии
Опыт аннексированного Крыма показывает, что Россия, которая на протяжении всей своей истории силой подчиняла своему влиянию и диктату соседние народы, не изменилась и в ХХІ веке, и стремится из народов, которых она уже не называет братскими, сформировать общины, подчиненные российским интересам, агрессивной политике и развязанной ею войне.
При обсуждении вопросов о реализации государственной национальной политики в профильном комитете подконтрольного России крымского парламента, который возглавляет депутат Эдип Гафаров, участники заседания пришли к выводу, что «в настоящее время состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Крыму оценивается как благополучное, стабильное, прогнозируемое и управляемое. Ситуаций, способных перерасти в межнациональный конфликт, не зафиксировано». Но так ли на самом деле?
Председатель комитета по делам межнациональных отношений подконтрольного РФ крымского правительства Руслан Якубов сообщил, что в Крыму принимались меры, направленные на обеспечение межнационального согласия, профилактику и противодействие экстремизму, социальную и культурную адаптацию, сохранение и развитие национальных культур и традиций, родных языков народов Крыма. Проведено 45 мероприятий, направленных на этнокультурное и духовное развитие народов Крыма, предоставлены гранты в форме субсидий 6 национально-культурным автономиям, издано 27 книг на родных языках, оказана поддержка 15 редакциям печатных СМИ, издающихся на родных языках, и другие. Целью этой работы была «профилактика экстремизма на национальной почве», недопущение вовлечения населения региона в «террористическую, экстремистскую и иную деструктивную деятельность».
Стремление национальных общин к расширению своих прав и свобод трактуется властью и правоохранительными органами как экстремизм и терроризм
Нельзя не заметить, что в российской национальной политике уживаются двойные стандарты. Любое стремление национальных общин к расширению своих прав и свобод, к соблюдению и развитию национальных культур и языков, свободе слова, собраний сегодня трактуется властью и правоохранительными органами как экстремизм и терроризм, хотя у фигурантов этих дел ни оружия, ни взрывчатки, ни других доказательств терроризма не выявлено.
Как сообщает Крымскотатарский ресурсный центр, за время аннексии Крыма так называемыми «правоохранительными органами» было проведено 19 волн арестов по так называемому «делу Хизб ут-Тахрир». Последняя волна задержаний состоялась уже в феврале 2025 года – оккупанты забрали пятерых мужчин, оставив семерых детей без родительской опеки. В общем, из-за политических репрессий 252 ребенка крымских политзаключенных растут без отцов.
«Дело Хизб ут-Тахрир» – это бесконечный конвейер репрессий на национальной почве в Крыму. По данным Крымскотатарского ресурсного центра, по нему сейчас преследуются 122 человека, из них 119 – крымские татары. 79 человек отбывают сроки в российских тюрьмах и колониях, 33 – содержатся в СИЗО, 2 – под домашним арестом, 8 – уволены с работы с ограничениями свободы.
Обвинения по этим «делам» строятся исключительно на словах «скрытых свидетелей», выводах ангажированных «экспертов», сотрудничающих с ФСБ
Для того, чтобы развязать себе руки для преследования людей других национальностей за якобы терроризм, еще в 2003 году Верховный суд России признал «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией без доказательств ее насильственной деятельности. Это решение было принято тайно, без соблюдения принципов справедливого судопроизводства. Теперь обвинения по этим «делам» строятся исключительно на словах «скрытых свидетелей», выводах ангажированных «экспертов», сотрудничающих с ФСБ, подброшенной «запрещенной» литературы, неразборчивых аудиозаписей, на которых якобы зафиксированы религиозные и политические дискуссии. Причем фигурантам этих «дел» назначают чрезвычайно жесткие сроки наказания – до 19 лет колонии строгого режима. Снятию с крымских татар сталинского обвинения не помогло даже то, что недавно в Крыму состоялась презентация 11 томов книги Васви Абдураимова и Асана Хуршутова «Великая Отечественная война 1941-1945. Награжденные Родиной», в которой по архивным данным восстановлена информация о более чем 5000 крымских татар, награжденных боевыми орденами и медалями».
Такая российская политика тем более цинична, считают в Крымскотатарском ресурсном центре, что сам Крым в 2014 году был аннексирован экстремистскими и террористическими методами – блокированием украинских воинских частей, инфраструктурных объектов, предприятий, редакций, и вводом российских войск на Крымский полуостров, применением оружия и фальшивым «референдумом». А что такое развязанная Россией война, если не терроризм в государственном масштабе?
На фоне незаконных репрессий по отношению к крымским татарам теряет свое значение программа их социального обустройства, но и она не выполнена. Депутаты констатировали, что Крым сорвал выполнение государственной программы строительства в местах компактного проживания репатриантов. Вместо 74 объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры, как планировалось, с 2014 года и по настоящее время реализованы 60 объектов. Из 14 оставшихся: восемь – жилье для репатриантов, из-за чего 920 семей еще остаются без жилья, два – объекты образования, четыре – водоснабжения и водоотведения.
Власть помогает и финансирует те НКО, которые сотрудничают с ней, преследует и блокирует организации, проявляющие самостоятельность
Избирательный подход российских чиновников к национально-культурным обществам (НКО) Крыма (по крымской терминологии – национально-культурным автономиям – авт.) выражается в том, что власть помогает и финансирует те НКО, которые сотрудничают с ней, преследует и блокирует организации, проявляющие самостоятельность, стремление к развитию своей культуры, образования и языка. Например, на днях крымская власть устроила праздник организации корейцев в Крыму (создана 30 лет назад на украинском Крымском полуострове – авт.) и которой прежде внимания почти не уделялось, но теперь, после участия Северной Кореи в войне против Украины, отношение к ним изменилось. Состоялось также чествование участников культурно-просветительского общество крымчаков «Кърымчахлар» (создано 35 лет – авт.). В Крымском этнографическом музее проведена презентация выставки «Мир чувашской культуры. История и современность» для участников Чувашского национально-культурного общества Севастополя (создано 20 лет назад – авт.).
Вся работа с НКО проводится крымской властью под лозунгом так называемой «народной дипломатии», одной из целей которой является сбор средств на оружие и волонтерская помощь участника войны в Украине. Так, только силами национально-культурных объединений в Крыму собрано и передано российским военным более 150 тонн гуманитарной помощи.
Председатель комитета Эдип Гафаров отмечает: «С начала специальной военной операции (так в России называют войну против Украины – авт.) руководители национально-культурных автономий – армянской, греческой, немецкой, болгарской (как видим, вопреки политике своих национальных государств, выступающих против войны России в Украине – авт.), крымскотатарской и других – постоянно оказывают гуманитарную помощь, посещают прифронтовые территории, встречаются с участниками СВО и с руководством регионов.. Помощь оказывается на постоянной основе с учетом запросов как военных, так и гражданских. Не реже двух раз в месяц организуется сбор и отправка грузов – продовольствия, предметов первой необходимости и средств гигиены – по всему фронту... Представителями национальных общин осуществляется работа по адаптации и интеграции соотечественников из Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей – оказывается правовая, материально-бытовая и консультационная помощь».
Власть рассматривает НКО не как самостоятельные организации со своей культурой и своими особенностями, а как своих сателлитов и помощников
Главный принцип национальной политики России состоит в том, что власть рассматривает НКО не как самостоятельные организации со своей культурой и своими особенностями, а как своих сателлитов и помощников российских политических организаций. Так, всячески угнетая украинцев как потенциальных носителей протеста против аннексии Крыма, российская власть дает установку «сохранять и развивать украинскую культуру как часть русского православного мира».
Во-первых, украинская культура гораздо древнее и богаче российской, во-вторых, она не ограничивается православием, включает в себя гораздо больше компонентов. Поэтому представителям российской власти приходится просто обманывать крымчан. Так Анастасия Гридчина за эти годы «выросшая» на эксплуатации украинской общины до главы так называемого комитета по народной дипломатии и межрегиональным связям и председателя Совета региональной национально-культурной автономии украинцев, манипулятивно утверждает, что «в российском Крыму существуют все возможности и созданы эффективные механизмы для развития украинского языка, культуры, традиций и обычаев».
Характерная черта российской политики – это подталкивание национальных общин к предательству своих национальных государств
На самом деле, украинский язык находится в числе государственных в Крыму только как фикция, поскольку нигде как государственный не используется, а украинские школы закрыты и качественно выучить украинский язык в Крыму невозможно. В Крыму закрыты все периодические издания, выходившие ранее на украинском языке, не издаются ни книги, ни журналы, не ведутся ни теле-, ни радиопередачи, блокируется сигнал из Украины.
Еще характерная черта российской национальной политики – это подталкивание национальных общин к предательству своих национальных государств, их народов и правительств. Анастасия Гридчина утверждает: «Украинская община Крыма полностью поддерживает политику нашего национального лидера – президента страны Владимира Владимировича Путина». Она вслед за российской пропагандой заявляет, что «задача России – освободить от фашистского гнета украинский народ». В то же время наличие нескольких организованных украинских протестных движений в Крыму, как например, «Желтая лента», «Боевые чайки», партизанское движение свидетельствует о том, что Гридчина напрасно пытается обмануть украинцев, и они далеко не все поддерживают политику Путина.
Аналогичный обман практикует крымская власть и относительно болгар. На днях в Крыму провели очередной фестиваль болгарской национально-культурной общины имени Паисия Хилендарского (создана 30 лет назад, еще при Украине – авт.) «Болгарские встречи». На круглом столе фестиваля та же Анастасия Гридчина провозгласила в этот раз лозунг «Мы, славяне, – часть большого русского мира», – хотя славянский мир уж точно во много раз шире русского и не может являться его частью! – и другие лекторы стали агитировать крымских болгар к предательству интересов болгарского народа, политики болгарского правительства.
Журналист Страхил Ангелов провел целую агитацию: «Напротив Народного собрания Болгарии стоит памятник русскому царю-освободителю Александру II, мэрия болгарской столицы находится на улице Московской, в центре Софии расположена улица русского дипломата графа Игнатьева, а у бульваров – русские имена: князя Александра Дондукова... генералов, отличившихся в боях за освобождение Болгарии и оказавших помощь при формировании ее собственной армии: Тотлебена, Гурко, Скобелева, Столетова». Он сказал, что «судьба наших взаимоотношений решается сегодня на СВО, и после победы России все будет складываться хорошо, потому что история пишется победителями».
Доцент КФУ им. В. Вернадского (создан на базе украинского ТНУ – авт.) Ярослав Иванченко сказал, что «сегодня часто говорят о «предательстве» болгарского народа». Коснувшись этой темы, он привел слова Николая II: «Я всегда делал разницу между болгарским народом и кучкой людей, которые называют себя болгарским правительством». Видимо тот факт, что Болгария – суверенное независимое государство, которое само определяет какое правительство ему иметь, крымские политики в расчет не берут.
Смешно, но в знак благодарности болгар к правительству Крыма общество имени Паисия Хилендарского подготовило, оплатило издание и провело презентацию именного указателя к трем томам книги Александра Форманчука «Крымская власть: от Багрова к Аксенову», в котором все крымские политики-сепаратисты должны служить, по мнению автора, примером для болгарских сепаратистов. Эту работу проделали активисты общины Андрей Стоянов, Полина Коростелева и Людмила Радева. Сообщается, что Александр Форманчук пишет четвертый том, а болгарское общество обязуется издать дополнение к именному указателю.
Константин Подоляк, журналист
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d3r2aosv5n4bpt.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: