Доступность ссылки

«Город чужих людей». Как российская оккупация изменила украинский Мелитополь


Российский флаг в оккупированном армией РФ Мелитополе. Украина, 2022 год
Российский флаг в оккупированном армией РФ Мелитополе. Украина, 2022 год

Мелитополь – это территория с наихудшей криминогенной ситуацией на оккупированной части Запорожской области Украины, заявил на днях заместитель руководителя управления Следственного комитета РФ в захваченной части региона Иван Корженко. По его словам, якобы именно на территории оккупационного следственного отдела по Мелитополю, в который входят Приазовский, Веселовский и Мелитопольский районы, наблюдается самый высокий показатель преступности, где совершается наибольшее количество тяжких преступлений. Корженко это связывает с большим количеством людей, живущих в райцентре.

Бывший мэр Мелитополя, а ныне глава Запорожской областной военной администрации Иван Федоров неоднократно рассказывал о давлении на население города, оказываемом оккупантами. Он отмечал, что в там господствуют террор, издевательство и обнищание.

Как живет Мелитополь на третий год российской оккупации? Насколько изменилось население города и кто к нему переезжает? Как оккупанты давят на местных жителей, и какую цель они преследуют? Все это узнавал проект Радіо Свобода «Новости Приазовья».

Директор Центра стратегического развития территорий из Мелитополя Андрей Орлов, ссылаясь на слова очевидцев, говорит, что в городе сейчас можно наблюдать атмосферу 1990-х годов в худших ее проявлениях. Он рассказал «Новостям Приазовья», что на улицах Мелитополя много неместных людей и российской пропаганды.

Здание железнодорожной станции в городе Мелитополе Запорожской области. Украина, 2020 год
Здание железнодорожной станции в городе Мелитополе Запорожской области. Украина, 2020 год

«На сегодняшний день это город чужих людей. Очень многое появилось непонятных, неизвестных, незнакомых людей на улицах, и они в принципе заполонили этот город. Горожане чувствуют себя очень некомфортно из-за этого. Также горожане рассказывают, что многие из коренных мелитопольцев, особенно это старшее поколение, стараются как можно реже выходить на улицу, не общаться даже друг с другом, потому что процветает стук. Или угрозы тем, что сделают донос и тебя заберут на подвал. Социальное напряжение очень высоко по этому поводу, и уровень социального недоверия очень высок среди горожан. Ну, в принципе, мы понимаем, что это одна из целей оккупационной власти, которой она постепенно достигает, и цель этого всего – создать максимально благоприятные условия для того, чтобы жители выехали с той территории», – отметил он.

«Процветает наркоторговля»

В Мелитополе расцветает криминалитет и распространяется всевозможная нелегальная деятельность, рассказывает ученый. В общем, говорит он, с точки зрения рядового мелитопольца, криминогенную ситуацию можно назвать катастрофической для города.

Российские военные в оккупированном Мелитополе. Украина, 2022 год
Российские военные в оккупированном Мелитополе. Украина, 2022 год

«Можно наблюдать примерно три уровня распространения этого криминалитета. Самый высокий – это соответственно деятельность местных властей и федеральных органов. То есть это отжим предпринимателей, коррупция постоянно, присвоение жилья и продажа этого жилья, массированный наркотрафик и наркоторговля. Этого стало очень много, даже заурядные жители это замечают. Второй уровень – это действующие группы выходцев из Чечни или Южной Осетии, которые приехали сами или по службе и привлекли в город соответственно своих родственников, по своим схемам уже. Они занимаются «крышиванием» и мелким вымогательством. Нередки случаи уже похищения девушек и женщин. И третий уровень – это мелкие преступники, которых тоже очень много приехало в город из южных регионов России», – поделился Орлов.

Притеснения населения также продолжаются и приобретают разные формы со стороны российских силовиков, говорит Орлов. По его словам, попасть на подвал сейчас можно за опрометчивое высказывание, неправильное держание телефона, когда может показаться, что ты ведешь видеосъемку.

«Криминогенная ситуация в Мелитополе очень сложная, неприятная. Соответственно, местным властям даже это выгодно, потому что мы понимаем: цель – это максимальное замещение коренного населения города, вытравливание из города людей, которые помнят и знают, что такое украинская власть. Эти люди просто не нужны в городе. И таким образом криминальная ситуация – это один из инструментов, помогающий достичь этой цели. Они (оккупационные правоохранительные силы) в эту статистику не включают те правонарушения и преступления, совершаемые российскими военными. Криминогенную ситуацию в городе подогревают именно военные РФ», – добавил ученый.

Учитывая боевые действия и оккупацию Россией части южных территорий Украины, редакция не может получить официального подтверждения о некоторых озвученных показаниях или независимо их проверить.

«Загоняют в Московский патриархат»

Между тем в Мелитополе, равно как и в других оккупированных населенных пунктах, не осталось ни одной евангельской церкви. Об этом, в частности, во время выступления на слушаниях в Конгрессе США 24 июля сообщил капеллан и молодежный пастор Мелитопольской христианской церкви Марк Сергеев. По словам пастора, церкви на оккупированной территории Украины – «верные Москве, а не Богу».

Марк Сергеев
Марк Сергеев

В комментарии «Новостям Приазовья» Сергеев рассказал, что на оккупированных территориях могут работать только те церкви, которые принадлежат к Московскому патриархату.

«Они последнего, я помню из Мелитополя, кого выбросили прямо на линию разграничения, это был мой друг, которого я знаю очень хорошо. Это греко-католический священник, он служил в Мелитополе очень долго, у него была паства, и они строили новый храм, католический, современный для молодежи. И его уже последнего, кого со своими вещами какими-то личными выкинули. Это было, вероятно, год назад примерно. То есть сейчас реально нет ни одной работающей церкви. Потому что они заставляют всех уходить под Московский патриархат или просто закрывают церкви. Что касается чисто Мелитополя, то самые большие протестантские церкви, которые были на территории Мелитополя, их постройки все забрали. Начали с самых больших и понемногу на сегодня они уже зачищают, условно, домашние группы», – говорит пастор.

Сергеев отметил, что здание церкви, в котором он служил, российские военные забрали под свои нужды. Сама церковь насчитывала 1500 прихожан, 168 домашних групп, церковь каждое воскресенье посещали 400 детей.

«Они [оккупанты] в 2022 году летом забрали здание церкви, срезали крест. Все, кто бывал там, знают, если ты заезжаешь во двор в церковь, ты понимаешь, что это церковь. Сейчас это вид концертного холла какого-то, где Чичерина (российская певица Юлия Чичерина, активно поддерживающая политику РФ против Украины – ред.) дает свои концерты. Военные там проводят для себя мероприятия, если на культурном языке говорить», – рассказал пастор.

Церковь евангельских христиан «Благодать» в Мелитополе. Украина, архивное фото
Церковь евангельских христиан «Благодать» в Мелитополе. Украина, архивное фото

Сейчас оккупанты продолжают давить на священников, которые не пошли с ними на сотрудничество, добавил Сергеев. В частности, он сообщил о женщине, которая является лидером домашней группы верующих – ее арестовали оккупанты несколько месяцев назад и до сих пор не отпускают.

«Она – жена, мать. Ее забрали и уже второй месяц она в Донецке в тюрьме. За то, что она христианка, и проводила домашние группы. Конечно, они там находят разные вещи, якобы мы распространяем какую-то плохую информацию о ВС РФ. В целом они зачищают максимально всех верующих людей в их понимании, по-другому. Почему так агрессивно россияне относятся к протестантам? Потому что, на мой взгляд, протестанты до последнего активны. То есть условно, если вы спросите, сколько у вас людей, приходящих на службы в воскресенье, вам четко могут сказать – 1000 человек. Так же по отношению к государству, если они патриоты, они любят свое государство, они это проявляют в жизни. Поэтому россияне их боятся, они понимают, что они активны, они сопротивляются, они все равно остаются при своем мнении», – добавил пастор.

«Не позволяют выезжать»

О ситуации в Мелитополе «Новостям Приазовья» пообщались также с координатором движения «Жовта стрічка». Активист рассказал на условиях анонимности, что оккупационные власти постоянно вводят все новые и новые ограничения для местного населения.

«Это касается собственного передвижения, имею в виду выезд из города или выезд из района, потому что вокруг стоят блокпосты. Без российского паспорта, без разрешения местной комендатуры ты не можешь уехать. Ты не можешь устроиться на работу без паспорта. Все эти ограничения очень усложняют жизнь людям в оккупации. К тому же Мелитополь немного далеко от линии фронта. В городе находятся штабы военных», – отметил он.

Военная техника армии РФ в Мелитополе. Украина, архивное фото
Военная техника армии РФ в Мелитополе. Украина, архивное фото

Чем дальше от фронта, тем безопаснее себя чувствуют российские военные и поэтому свободнее себя ведут, говорит координатор «Желтой ленты».

«Это пьянство, изнасилование, рейдерство, мародерство. Это все также очень усугубляет социальную ситуацию в городе. То есть выходя на улицу за продуктами или прогуляться, ты должен учесть, что будут блокпосты, патрули ФСБ, Нацгвардии РФ, они могут тебя остановить, отдельные патрули военной полиции России тоже могут тебя остановить, проверить прописку, есть ли российский паспорт, проверить твой телефон – читаешь ли ты российские каналы, что очень важно, посмотреть, есть ли у тебя в истории поиска любой украинский канал», – поделился собеседник.

«Крупнейшая пыточная юга»

По данным движения сопротивления, именно в Мелитополе людей пытают больше всего по сравнению с другими населенными пунктами.

Российские военные в Мелитополе. Украина, 2022 года
Российские военные в Мелитополе. Украина, 2022 года

«Мы получаем лично наибольшее количество сообщений о застенках в самом городе и вне города – на окраинах. Это наибольшее количество сообщений по сравнению с другими регионами. Та информация, которая к нам поступает, она там самая ужасная по количеству людей в плену, о методах и способах пыток – там они самые жестокие», – утверждает представитель движения.

В целом, сейчас Мелитополь находится в полной стагнации, говорит активист. В городе могут не выйти на маршруты автобусы, есть задержка с выплатой зарплаты или она вообще отсутствует, бизнес либо заставляют регистрировать по российскому законодательству, либо отбирают. Жизнь после российской оккупации в Мелитополе как на паузе, добавил он.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d1uwu2hj0kx59f.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

XS
SM
MD
LG