Доступность ссылки

Забытые могилы: тайны кладбища села Айвовое под Бахчисараем


На кладбище в селе Айвовое старые памятники стоят посреди более современных могил 
На кладбище в селе Айвовое старые памятники стоят посреди более современных могил 

БАХЧИСАРАЙ – Кладбище в Айвовом находится на западной окраине села, в считанных метрах от берега реки Кача. На местном погосте сохранились памятники похороненным в XIX – XX веках сельчанам. Советское безбожное время отучило граждан уважать могилы предков, поэтому сейчас многие могильные камни просто свалены в кучи в разных местах кладбища. Но есть и сохранившиеся памятники с известными в Крыму фамилиями.

Село Айвовое расположено на берегах реки Кача в Бахчисарайском районе. До депортации крымских татар носило имя Эфендикой. Эфенди – слово греческого происхождения, в турецком языке означает «господин», «джентльмен», а также используется как вежливое обращение к человеку, имени которого не знаешь, в крымскотатарском языке используется в основном как обращение к ученым, образованным людям, в частности священнослужителям. Кой означает «село». Есть версия, что название села происходит от предположительно похороненного в дюрбе ученого Хусейна Эфенди.

Памятник на могиле капитан-лейтенанта Кази Ильи Андреевича
Памятник на могиле капитан-лейтенанта Кази Ильи Андреевича

Самое известное сохранившееся захоронение – капитан-лейтенанта Ильи Андреевича Кази, умершего 25 сентября 1886 года, 85 лет от роду. Происходил из семьи греков древнего рода, перешедших на российскую службу в период русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Вместе с семьей был признан в потомственном дворянстве по собственным заслугам и в 1852 году внесен во 2-ю часть дворянской родословной книги Таврической губернии. Женат был на Александре Павловне урожденной Маврохиали. Младший брат Александр Андреевич Кази дослужился до чина полковника и похоронен здесь же в Эфендикое в 1887 году, 77 лет от роду.

От памятника осталось только основание
От памятника осталось только основание

В семье Ильи и Александры Кази было девять детей: шесть мальчиков и три девочки. Все парни в семье, кроме умершего в детстве Павла, выбрали военную карьеру и добились значительных успехов, двое дослужились до чинов генерал-майора и контр-адмирала. Девушки также вышли замуж за военных. Но, безусловно, наиболее известен Михаил Ильич Кази – отставной капитан-лейтенант, военно-морской инженер, организатор российского судостроения, общественный деятель, а также городской голова Севастополя в 1874-1876 годах. Почетный гражданин Севастополя, его именем названы мыс и гора на северо-западном берегу залива Медвежий на восточном побережье северного острова Новой Земли.

Каменный крест поврежден
Каменный крест поврежден

На одном из могильный камней можно прочитать имя и фамилию – Вера Люстих, которая родилась в 1873 году, умерла в 1884-м. Совсем девочка, но фамилия эта в Крыму более чем известная. Австрийские колонисты Люстих (иногда их фамилию записывали как Люстиг – авт.) прочно обосновались в Таврической губернии. В нынешнем селе Клепинино Красногвардейского района находилось имение крупного землевладельца, называемое тогда Ташлы-Кипчак. Основные здания сохранились и до сих пор. В 1857 году земли на месте заброшенной деревни купил состоятельный немец из колонии Цюрихталь Даниил Осипович Люстих. Он разбил в этих доселе бесплодных землях фруктовый сад, для чего выписал садовника из Чехии. Дело отца продолжил сын Антон Даниилович Люстих.

Камень на могиле Веры Люстих
Камень на могиле Веры Люстих

В Симферополе также жили колонисты с фамилией Люстих. Так, Вильгельм Осипович Люстих родился в 1843 году, русский юрист, присяжный поверенный и председатель совета присяжных поверенных округа Санкт-Петербургской судебной палаты, общественный деятель, кандидат прав, статский советник. Его младший брат Фердинанд Осипович Люстих (1854) был русским революционером, близким к членам партии «Народная воля». Фердинанд был женат на дочери немецкого колониста из Симферополя Марии Матвеевне Шлее.

Чугунный крест
Чугунный крест

Мария Матвеевна Шлее-Люстих – известнейшая в Крыму личность, легенда медицины. Окончила Бернский университет, работала земским врачом в Кронентале – нынешнее село Кольчугино под Симферополем. Добилась строительства там земской больницы, которая действует и по настоящее время – более 130 лет.

На камне высечена молитва
На камне высечена молитва

Могильные плиты и части памятников разбросаны тут и там по кладбищу в Айвовом. Некоторые просто свалены в кучу на краю погоста, завалены мусором. Удивительно, но за некоторыми 130-140-летними могилами еще присматривают, надписи подправлены, трава убрана.

Старые могильные камни свалены в кустах
Старые могильные камни свалены в кустах

Богатый памятник стоит на могиле Ивана Трифоновича Игнатиади, умершего в 1901 году в возрасте 21 года. В ту пору в Крыму попеременно бушевали эпидемии брюшного тифа и холеры, случалась даже сибирская язва. Впрочем, в те времена люди умирали даже от гриппа.

Могила Ивана Трифоновича Игнатиади
Могила Ивана Трифоновича Игнатиади

Игнатиади – распространенная фамилия среди греков в Крыму. Многие из них пропали во время так называемых «греческих» операций НКВД 1937-38 годов.

Надпись высечена на мраморной вставке
Надпись высечена на мраморной вставке

Еще одна могила с похожей фамилией и надписью: «Здесь покоится прах раба Божия Илиа Игнатиди, скончавшегося 99 лет от роду».

Здесь покоится Илиа Игнатиди
Здесь покоится Илиа Игнатиди

Два одинаковых камня с высеченными на них крестами находятся почти в центре кладбища. Надписей никаких нет, либо они были на могильных плитах, которые сейчас неизвестно где.

Камни с высеченными крестами
Камни с высеченными крестами

Сохранился памятник с украинской фамилией. София Андреевна Макаренко скончалась в 1887 году, 60 лет от роду. По архивным данным, здесь жили и другие украинцы. Так, в документах Земского банка Херсонской губернии в 1899 году упоминаются крестьяне-землевладельцы «Степан, Максим, Василий и Яков Никитичи Бондаренко при деревне Эфендикой в даче Нижне-Михайловской».

Могила Софии Андреевны Макаренко
Могила Софии Андреевны Макаренко

Но на большинстве сохранившихся могильных камнях, плитах и памятниках прочитать надписи сложно – мрамор изъеден кислотными атмосферными осадками. Как, например, вот эта плита, где, чтобы восстановить текст, пришлось серьезно потрудиться. Удалось прочитать: «В сем месте покоится прах раба Божия Жени Литвинова, скончавшегося … января 1864 года … год от роду»

Надписи на этой плите прочитать сложно
Надписи на этой плите прочитать сложно

Ольга Ольшевская прожила всего 35 лет. Памятник явно выполнен сельским мастером, надписи высечены неровно, буквы разного размера.

Ольга Ольшевская прожила всего 35 лет
Ольга Ольшевская прожила всего 35 лет

К сожалению, на большей части памятников мраморные таблички с надписями вообще отсутствуют. Некоторые выломаны мародерами, другие отвалились сами со временем.

Мраморные таблички с надписях на многих памятниках отсутствуют
Мраморные таблички с надписях на многих памятниках отсутствуют

Елена Майко, историк, крымчанка (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG