В этом году туристический поток в оккупированный Крым якобы вырос на 16%. Большинство туристов добираются на полуостров автомобилями через Керченский мост. В то же время в Крыму возник дефицит топлива, и подконтрольная России местная власть власть уверяет, что это характерно лишь для некоторых автозаправочных станций.
Можно ли считать туристический сезон на полуострове удачным? Как подконтрольные России чиновники насчитали пять миллионов туристов? В чем настоящая причина дефицита топлива и повлияло ли это на курортный сезон? Об этом в эфире Радио крым.Реалии ведущая Алена Бадюк поговорила с крымчанином, экспертом по туризму Сергеем Варчуком и с военным экспертом, крымчанином Владиславом Селезневым.
С января по август этого года в оккупированный Крым якобы приехали 5 миллионов 321 тысяча туристов. Об этом сообщил глава комитета подконтрольного России Государственного совета Крыма по вопросам курортов и туризма Роман Тихончук.
По его словам, прирост туристического потока составил 16% по сравнению с прошлым годом. По словам чиновника, 63% добрались в Крым через Керченский мост, 23% – по железной дороге и 16% – через оккупированные территории Херсонской и Запорожской областей. По статистике подконтрольных России чиновников, средства размещения загружены почти на 80%.
В украинском Центре национального сопротивления летом сообщали, что Россия пытается искусственно оживить туристический сезон в оккупированном Крыму, массово и централизованно завозя отдыхающих из разных регионов России.
Активисты движения «Желтая лента» сообщали, что в Крыму местная власть заставляла владельцев гостиниц заранее на все лето бронировать номера для российских военных.
В подполье рассказывали, что перед началом сезона гостиницам присылали письма с требованием зарезервировать около 30% номеров на случай размещения там российских силовиков. Предварительно обещали компенсировать бизнесу себестоимость жилья – без прибыли и наценок. То есть вместо того, чтобы селить военных отдельно, выкупая конкретные санатории, оккупационная власть планировала и во время курортного сезона размещать силовиков вместе с гражданским населением, – отмечали в «Желтой ленте».
«Ложь, наглая ложь и статистика»
По словам крымчанина и эксперта по туризму Сергея Викарчука, заявленные показатели не отражают реальной ситуации на полуострове. Он отметил, что такое количество туристов было до аннексии полуострова.
«В здоровое время украинского Крыма туристов в год приезжало примерно 5 миллионов. И это было очень много. Это когда было сложно ходить по улицам, когда все рестораны полны, когда все отели, апартаменты, санатории, детские лагеря заняты. Это было 5 миллионов. Сейчас это все не очень похоже на ту историю, о которой они говорят», – сказал Сергей Викарчук.
Он считает, что в статистику могли включить не только отдыхающих.
«Скорее всего, они туда действительно считают военных, которых можно учитывать по 2–3 раза. Цифра не очень соответствует реальности», – добавил эксперт.
По его словам, даже современные технологии не подтверждают данные, озвученные подконтрольными России чиновниками.
«Я пытался даже с помощью искусственного интеллекта рассчитать, соответствует ли это действительности. Даже искусственный интеллект не поддался провокации, не смог посчитать, действительно ли это правда. В целом картина показывает, что, скорее всего, нет», – отметил он.
Война рядом
Сергей Викарчук подчеркнул, что война и атаки на военную инфраструктуру Крыма существенно повлияли на туристическую отрасль.
«То, что большие очереди на Керченском мосту, плюс военные действия, где мы выбиваем у них всю логистику через инфраструктуру и топливные запасы, это тоже негативно влияет», – сказал он.
Он также рассказал о состоянии гостиничного фонда на полуострове.
«В основном все, что происходит, это обычные базовые реновации, которые происходили и в наше время. Нет такого фонда, даже если сравнивать с Болгарией. В Крыму нет таких реноваций, отсутствует такое развитие, и поэтому туда ездит социальный портрет туристов, этого бедного россиянина, который едет просто по социальным путевкам», – отметил эксперт.
По его оценке, для России туризм в Крыму важен, но не является главным направлением.
«Скорее всего здесь был приоритет на военную базу. Инвестиции происходят не очень системно», – сказал Викарчук.
Бензин задорого «из-под полы»
Тем временем на фоне курортного сезона, начиная с середины августа, в оккупированном Крыму наблюдается острый дефицит бензина. На местных АЗС табло с ценами на 95-й бензин либо отключены, либо не работают заправочные колонки по техническим причинам.
На автозаправочных станциях, где есть топливо, цены на него значительно превышают те, что в соседней России. У российских туристов из-за этого возникают проблемы, и они вынуждены искать бензин на полуострове. Российская власть Крыма утверждает, что решает этот вопрос и объясняет его высоким спросом на топливо, удаленностью АЗС от нефтебаз и временными ограничениями в доставке.
Украинское движение сопротивления «Желтая лента» сообщает, что в Крыму перекупщики продают литр бензина АИ-92 и АИ-95 по 150 и 180 рублей соответственно. Цена дизеля у них достигает 80 рублей. Активисты отмечают, что продажа осуществляется вне официальных АЗС – с фур и крупных складов. И находят клиенты таких перекупщиков в местных чатах в телеграмме. По данным «Желтой ленты», в Крым почти ничего не завозят, поскольку для России ее регионы важнее оккупированных.
Военный эксперт Владислав Селезнев объяснил, что дефицит топлива связан не только с туристическим потоком, но и с перераспределением ресурсов внутри России.
«Не на всех автозаправочных станциях есть этот бензин, а там, где есть, цена достигает отметки 90 грн за литр. Но, конечно, работают перекупщики, есть определенный теневой рынок того самого топлива», – сказал Владислав Селезнев.
Он отметил, что российские власти в первую очередь снабжают топливом свои регионы.
«Если не хватает топлива в Москве, Подмосковье, Саратовской области, Краснодарском крае, то в первую очередь туда будет направляться тот самый нефтепродукт. Оккупированная территория Украины меньше интересует россиян, а значит, имеем то, что имеем», – подчеркнул эксперт.
Удары по НПЗ и последствия
Селезнев связал ситуацию с топливом с действиями украинских Сил обороны.
«Мы разрушаем ключевые нефтеперерабатывающие заводы, которые находятся в разных уголках европейской части Российской Федерации. Разрушая это производство, мы создаем определенный коллапс наличия тех самых нефтепродуктов. Тактика тысячи мелких порезов работает», – сказал он.
По его словам, такие удары влияют на снабжение российской армии в Крыму.
«Лишение врага иллюзии, что у него есть бесперебойное снабжение нефтью и нефтепродуктами, создает серьезные проблемы. Нет дизельного топлива – останавливается бронетехника, нет авиационного керосина – гораздо меньше поднимается в воздух российских самолетов», – отметил Селезнев.
Он добавил, что украинские удары по складам топлива и военным объектам на полуострове будут продолжаться.
«Украинские защитники четко понимают, где находятся российские оккупанты, где именно они расположены в оккупированном Крыму и Севастополе, и потом по ним прилетают удары. Системная боевая работа продолжается», – сказал он.
Селезнев отметил, что такая ситуация вызывает воодушевление у крымчан, ждущих возвращения Украины. Другие нервничают, и на это у них есть основания, заявил Селезнев. Он напомнил о предупреждении украинских властей о риске находиться рядом с военными объектами.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: