Рубрика «Мнение», специально для Крым.Реалии
История Ялтинской конференции трех глав государств-победителей, 80-летие которой в эти дни отмечает мировая история, служит для российских чиновников Крыма всего лишь удобным предметом пиара. Ежегодно в начале февраля они проводят мероприятия, на которых безосновательно называют Крымский полуостров то «родиной ООН», то «родиной послевоенного устройства мира», хотя эти аспекты «тройка» в Крыму преимущественно обсуждала, но принимала решения на протяжении ряда переговоров и конференций от Тегерана до Потсдама и Вашингтона. Доходило до российских предложений перенести в Крым штаб-квартиру ООН (их авторами были последовательно Наталья Поклонская, Леонид Слуцкий, Владимир Жириновский, Сергей Лавров).
В то же время российские чиновники в Крыму хотя и проводят большие велеречивые конференции, но на практике оказались недееспособными в малом – перед 80-летием конференции крымские журналисты обнаружили, что памятник «тройке» в Ливадии, созданный Зурабом Церетели, до сих пор был бесхозным, не состоит ни у кого на балансе, и поэтому не благоустроен: он побит ржавчиной, исписан любительскими граффити, ободрана даже табличка с названием памятника. Глава российской администрации Ялты Янина Павленко пообещала все исправить.
В канун 80-летия конференции российская ФСБ рассекретила ряд документов о ходе конференции, в Крыму кроме панегириков в СМИ, состоялись презентации новых книг, прошло несколько конференций, как, например, рассчитанная в том числе на иностранных студентов конференция «Ялта 1945 –2025: борьба за новое мироустройство и российская инициатива в XXI веке» в так называемом Крымском федеральном университете, преобразованном из украинского ТНУ.
Дело дошло до того, что Европарламент 23 января 2025 года вынужден был принять резолюцию, в которой осудил попытки России сфальсифицировать историю, использовать ее для манипулирования общественным мнением и оправдания войны против Украины. Верховный представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики Кая Каллас подчеркнула: «Дезинформация является фундаментальной частью российской военной деятельности. Фронт этой гибридной войны проходит через наши демократии, университеты, парламенты, медиа и другие институты. Она направлена на создание недоверия и разжигания внутренних разногласий».
Касаясь истории Ялтинской конференции, чиновники из Крыма необоснованно пытаются ее осовременить
Евродепутаты также отметили, что российская пропаганда пытается переписать историю не только Украины, но других европейских стран. В частности, Россия отрицает факт оккупации стран Балтии в 1940 году, утверждая, что они добровольно присоединились к СССР. Что касается Польши, то РФ продолжает отрицать ответственность за Катынский расстрел и пытается представить нападение на Польшу в 1939 году как «освобождение». В случае с Чехией и Словакией Москва распространяет нарратив о том, что ввод войск в 1968 году был якобы вызван действиями украинцев, которые были в оккупационных частях советской армии.
Касаясь истории Ялтинской конференции, чиновники из Крыма необоснованно пытаются ее осовременить и агитируют за проведение встречи президентов России и США для нового передела мира. Глава российского парламента Крыма Владимир Константинов утверждает, например, что решения Ялтинской конференции «являются прямой подсказкой новым поколениям политиков – как им действовать в том или ином случае, о чем и с кем договариваться».
До сих пор в Крыму не осуждают ялтинский передел мира, но считают нормальным формирование сфер влияния между сверхдержавами
В выступлении на заседании круглого стола он заявляет, что Польша не была оккупирована в 1939 году с участием СССР, но «места себе не находила», а потом сама «вообще прекратила реальное существование», что она «придумана специально» для того, чтобы «создавать СССР и Германии трудности». Константинов делает вид, что Россия уже победила в войне против Украины и ставит себя на место победителей. Такое впечатление, что в Ялте заседали не Сталин, Черчилль и Рузвельт, а Константинов с Аксеновым. Он утверждает, что тогда «у Москвы остались все рычаги для учреждения в Варшаве просоветского режима», но замечает, что «в лице Польши мы получили в «социалистический лагерь» этакого троянского коня». Теперь эту роль, по его мнению, выполняет Украина.
До сих пор в Крыму не осуждают ялтинский передел мира, но считают нормальным формирование сфер влияния между сверхдержавами, и вновь мечтают о новом двуполярном мире, возобновлении российского диктата над странами Восточной Европы и не только.
При этом Константинов демонстрирует неосведомленность в истории конференций глав государств. Он пишет: «Конечно, Трамп – не Рузвельт. У Рузвельта была вечность, а у Трампа – всего четыре года его президентского срока». Видимо, не знает, что в июле-августе 1945 года в Потсдаме делегацию США возглавлял уже Генри Трумен, а Рузвельт умер 12 апреля 1945 года. Делегацию Великобритании на завершающем этапе возглавлял Клемент Эттли. То есть времени у Рузвельта было всего два месяца, и по сравнению с ним теперь четыре года у Дональда Трампа кажутся почти вечностью.
Константинов уже решает «какой режим установится после окончания войны в Киеве»
Дальше с позиций «уже победителя» крымский спикер утверждает, что «главным проигравшим в украинском кризисе (кроме собственно Украины) является Европа», хотя победить ее России вряд ли удастся при всех ее усилиях. При этом Владимир Константинов показывает, что он так же плохо знаком с политикой: «Практически во всех граничащих с Украиной государствах ЕС имеются территории, на которые украинские нацисты в течение последних 100–110 лет предъявляли претензии». Спикер забывает, что, во-первых, что понятие нацизма существует с 1933 года, а выдуманное Путиным обвинение «украинские нацисты» люди слышат всего три года. Во-вторых, никаких территориальных претензий Украина своим соседям не предъявляла: ни на Лемковщину, ни на Подляшье, ни на Надсянье, ни на Мармарош, ни на территории Венгрии и Словакии. Территориальные претензии – это стиль жизни и политики имперской России.
При этом Константинов, не имея ни малейших оснований, уже решает «какой режим установится после окончания войны в Киеве, или где там будет послевоенная столица Украины». Он относит безосновательно этот вопрос к американо-российским переговорам, не понимая, во-первых, что переговоры будут украинскими и что в любом случае вопрос своего будущего будет решать народ Украины.
Владимиру Константинову не нравится Британия, потому что она до сих пор ведет проукраинскую политику, и Черчилль – как наиболее загадочный участник «тройки». Поэтому он от себя вносит много не известных до сих пор ученым и политикам «нововведений» в историю Ялтинской конференции. Спикер утверждает, что в Ялте якобы шла «игра в третьего лишнего». По его утверждению, «урок Ялты – необходимость отсечения ничего не значащих участников переговоров от принятия принципиальных решений. В «большой тройке» таким «третьим лишним» была Британия, и ее премьера Уинстона Черчилля умело выводили за скобки советско-американских контактов». Такие измышления не подтверждаются фактами, их нет в воспоминаниях участников, нет в рассказах дочерей участников конференции, нет в воспоминаниях полковника Сары Черчилль, его дочери, которая была его адъютантом. Черчилль участвовал во всех заседаниях, он активно дискутировал, подписал все документы.
К тому же непосредственно перед приездом в Крым американская и английская делегации провели предварительное совещание на Мальте и обо всем договорились без участия Сталина. Так кто же «третий лишний»? Более того, Сталин и Черчилль и на политическим, и на бытовом уровнях стали приятелями еще во время визита британского премьер-министра в Москву в 1942 году, да такими, что могли до поздней ночи (речь идет о трех часах ночи – авт.) обсуждать проблемы за рюмкой и закуской.
Константинов утверждает, что «в Тегеране якобы опасаясь террористов, Рузвельт вообще переселился в советскую резиденцию, а в ходе Ялтинской конференции резиденция Рузвельта располагалась в залах этого (Ливадийского – авт.) дворца, Черчилля отправили на выселки – в Алупку, чтобы под ногами не путался». Источники же утверждают, что Алупкинский дворец Воронцова был избран для британцев именно потому, что он наследовал стиль британской дворцовой архитектуры и справил на Черчилля самое благоприятное впечатление, хотя он долго не соглашался на проведение конференции в Ялте. Но после уговоров, согласившись, якобы сказал «выживу», захватив с собой достаточное количество виски и ящик дустового мыла». Вот так Черчилль оценивал Крым. Впоследствии он говорил, что «мы не могли бы найти худшего места в мире, чем Ялта, даже если бы искали десять лет». А член британской делегации генерал Исмей написал о Ялтинской конференции: «Приятная в гастрономическом отношении, бесполезная – в военном, угнетающая – в политическом».
Совсем другое дело, что уже тогда проницательный Черчилль помнил, что Вторую мировую войну СССР начинал союзником Гитлера и совершил агрессию на Польшу. И если бы не нападение Гитлера на СССР, то Сталин мог бы числиться не среди победителей, а сидеть на скамье подсудимых в Нюрнберге. Более того, Черчилль знал также о сталинских репрессиях, концлагерях, и понимал, что в СССР установился диктаторский режим, знал, что тем самым они отдают под его власть половину Европы. Уже тогда Черчилль предвидел, очевидно, что меньше, чем через год ему придется произносить Фултонскую речь против диктаторских режимов, что вскоре после Ялты начнется Холодная война и установится «железный занавес», который разделит мир.
Константинов также утверждает, что «все взвалили на свои плечи США. И, видимо, надорвались»
Забывая свое же утверждение, что «ООН создана в Крыму», чуть ниже Константинов пишет: прочность миропорядка определялась тем, что «сформирован он был двумя сверхдержавами, без всяких шансов пристроиться с ними на равных каким-нибудь бедным родственникам». «Да, клуб великих держав традиционно расширили до пяти, но это было, так сказать, архитектурное излишество на фасаде нового геополитического здания», – завершает он свою мысль. Так поверхностно и высокомерно, по-моему, мировую историю не трактовал никто из политиков или историков.
Константинов также утверждает, что «все взвалили на свои плечи США. И, видимо, надорвались». При этом он верит, что переговоры «о будущем всего мира» будут только между США и Россией, хотя уже объявлено о встрече президентов США и Украины.
«Но в этих наших переговорах нам снова «третьи лишние» не нужны. Совершенно незачем пускать в переговорный процесс и потомственных провокаторов-британцев, и представителей стран континентальной Европы, утративших свою политическую субъектность. Не говоря уже о разного рода несостоявшихся государствах, даже если их лидеры заигрались в политиков мирового масштаба», – безапелляционно заверяет крымский спикер. Можно только гадать, как у Константинова сформировалось желание повелевать Европой и принимать решения о судьбе всех других стран несмотря на то, что и со своей судьбой еще не определился.
Исходя из того, что на Ялтинской конференции была принята Декларация об освобожденной Европе, спикер утверждает, что «теперь Европу вновь есть от кого освобождать», намекая, что Россия на границах Украины не остановится и пойдет освобождать многие другие страны, вплоть до Великобритании, которую он так недолюбливает. Спикер указывает, не стесняясь: «Необходимость освободительного похода на охваченную бесовщиной Европу назревает».
«Освобождать» спикер предлагает народы тех стран, которые провозгласили свободу и права человека основными чертами своей внутренней политики. Однако свобода и права человека для спикера – «нацизм». Он вспоминает свою недавнюю историю по «формированию нового человека» и пишет, не выбирая выражений: «Можно было бы сказать, что Европа с жиру бесится, но все гораздо глубже и страшнее. Фактически перед нами новый эксперимент наподобие нацистского по переделке человека – его духовной и даже биологической ипостаси. Теперь это все осуществляется под либеральными лозунгами, но этим нельзя замаскировать, откуда на самом деле ветер дует, из какой преисподней вся эта мразь на самом деле выползает».
Если это прочитают европейцы, они будут, вероятно, сильно удивлены.
Константин Подоляк, журналист
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d37kbrhss4dg43.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: