Доступность ссылки

Иоанн Готский: чужой среди своих. История крымского святого


Водоем у подножия пещерного города-крепости Мангуп-кале. Крым, 13 октября 2021 года
Водоем у подножия пещерного города-крепости Мангуп-кале. Крым, 13 октября 2021 года

Специально для Крым.Реалии

О том, может ли быть культура отделена от политики, продолжаются дебаты. Однако немногие могут возразить, что религия от политики почти неотделима – чтобы там не говорили руководители обеих сторон. История Иоанна Готского – епископа и повстанческого вождя – одна из самых интересных и загадочных страниц средневекового Крыма. И в ней как нельзя лучше отражается правдивость тезиса о неразрывности связи сакрального и мирского.

Византийцы и хазары в Крыму

Приблизительно в 679 году войска Хазарского каганата достигли побережья Черного моря. Скорее всего, в первые годы правления визайнтийского императора Юстиниана II было достигнуто некое соглашение с хазарами – в обмен на военную помощь в борьбе с арабами империя позволяла какой-то части кочевников поселиться в ее владениях, в частности в Крыму (урочище Тау-Кипчак), а налоги с определенных городов должны были распределяться между императором и каганом. Личные представители хазарского правителя – тудуны – в компетенцию которых входил и сбор податей, известны в некоторых крымских и таманских городах. При этом сами города продолжали формально входить в состав Византии, в них работала имперская бюрократия и органы местного самоуправления.

В 722 году началась очередная арабо-хазарская война, в которой последние проиграли и потеряли Южный Кавказ. В 737 году арабы даже дошли до Волги и разрушили хазарскую столицу. Несчастный каган Вирхор был вынужден на время перенести свою ставку в Боспор. Выведенных из районов боевых действий жителей также переселили на восток, в частности, в Крым. В середине VIII века здесь возникло более 250 новых поселений, 2/3 из которых находились на Керченском полуострове.

Учитывая синхронность их построения и отсутствие укреплений, можно считать доказанным, что они появились благодаря целенаправленной миграционной политике Хазарского каганата при согласии Византии. Если первая крайне немногочисленная волна переселенцев конца предыдущего столетия только переходила от кочевания к оседлости, то нынешние новые крымчане были в полной мере земледельцами (также у них существенно отличался быт и погребальный обряд – они ощущали мощное византийское христианское влияние).

В середине VIII века отношения союзников разладились. В 759 году новый каган Багатур заключил союз с арабским наместником Армении и выдал за него дочь. И хотя через два с половиной года она вместе с детьми умерла, что привело к очередной арабо-хазарской войне, в Византии это было воспринято как измена. Византийские золотые монеты выпусков после 757 года в Хазарии не встречаются.

Окончательно все испортилось после внезапной смерти на пятом году правления 30-летнего императора Льва IV Хазара – сына хазарской принцессы Чичак-Ирины. И хотя он умер от туберкулеза, ходили слухи, что его отравила жена – тоже Ирина. В следующем году она как регентша заключила мир с арабами.

В ответ городище Кыз-Кермен, населенное хазарами, обзавелось стенами, а около 786 года хазарские власти подчинили себе всю Готию, а в ее столицу Дорос (ныне известную как Мангуп) ввели гарнизон.

И в это время на арену выходит Иоанн.

Иоанн Готский

Дед Иоанна происходил из городка Бона на юго-восточном побережье Черного моря (нынешняя Вона в Турции) и, вероятнее всего, служил копейщиком в войске. Где-то в начале VIII века его сын Лев со своей женой Фотиной покинули родительский дом и перебрались в Крым – в городок Партенит. Скорее всего, это было связано с уже упомянутым наступлением арабов в 722 году.

Точная дата рождения Иоанна неизвестна, это произошло между 722 и 724 годом. У Льва долго не было детей, поэтому Фотина пообещала сделать первенца священником – и сдержала обещание. По рассказу Жития, Иоанн с пеленок вел подвижнический образ жизни.

Следует напомнить, что в 726-730 годах в Византии начался период иконоборчества. Формально почитание икон запрещалось во избежание идолопоклонства, фактически – для ослабления позиций церкви и усиления императорской власти. Иконы, фрески и мозаики уничтожались, противники нового порядка подвергались гонениям и пыткам. Одной из местностей, куда ссылали иконопочитателей, стал Крым.

В 754 году император Константин V созвал очередной иконоборческий собор. Его поддержал и тогдашний епископ Херсона (как византийцы называли древний Херсонес), которому подчинялись приходы Готии. За это он получил повышение – был поставлен митрополитом в Гераклее Фракийской.

Епископское рукоположение не было признано в византийском Крыму

Часть местных иконопочитателей воспользовалась этой возможностью и предложила Иоанну (которому уже должно было исполниться 30 лет) стать епископом. Для приобретения необходимых знаний и опыта он отправился в Иерусалим – центр ортодоксии – на три года. После возвращения в Партенит местная община отправила его в Иверию (Грузию) за рукоположением. Очевидно, в это время добиться утверждения иконопочитателя епископом в иконоборческом Константинопольском патриархате было невозможно, поэтому за помощью и обратились к грузинскому первосвященнику в Мцхете. И так же очевидно, что это епископское рукоположение (758/759 год) не было признано в византийском Крыму.

Следующие четверть века Иоанн провел в интеллектуальной борьбе за восстановление почитания икон – в частности, был одним из инициаторов Иерусалимского собора 763/764 года, а примерно в 784 году ездил в столицу на аудиенцию к императрице Ирине и «совершенно откровенно поговорив со всеми о почитании святых икон во святой общей церкви, снова вернулся домой». Скорее всего, он стремился добиться легитимного утверждения себя на епископской кафедре Готии, но вряд ли добился успеха.

Второй Никейский собор 787 года возобновил иконопочитание, но принять в нем участие Иоанну не пришлось.

Помешали хазары.

Восстание

Со времен императора Юстиниана I население юго-западной части Крымских гор (преимущественно готы, меньше – аланы) было федератами Византии. Они должны были выставлять войско для совместной обороны границ, но пользовались полной внутренней автономией – беглеца в Готию византийцы не могли задержать. Руководили страной местные старшины (то, что в документах их называли архонтами, не должно обманывать), а во главе стоял полусамостоятельный (или, если хотите, полузависимый от Византии) правитель – кир.

Повстанцы изгнали хазарский гарнизон

Итак, незадолго до Никейского собора хазары добровольно-принудительно заняли крепость Дорос и поставили там гарнизон из легковооруженных бойцов. Какую цель преследовал Иоанн, доподлинно неизвестно, но, вне всякого сомнения, именно он был инициатором восстания. Епископ сговорился с киром, и вместе они подняли народ на восстание, «чтобы не покорили страну их вышеупомянутые хазары». Повстанцы изгнали хазарский гарнизон из Дороса, а также завладели клисурами – пограничными укреплениями Готии.

Однако общенародной поддержки восстание не вызвало. Среди жителей Готии начались распри (в синаксаре Оксфордской церкви специально подчеркнуто, что некоторые невинные «не из-за Христа» враждовали друг с другом), поэтому Иоанн должен был бежать. Однако жители того городка, где он искал спасения (где-то поблизости от Мангупа или Партенита, где тоже зафиксированы следы пожаров этого времени), выдали его хазарам. Иоанн был страстным иконопочитателем, большинство же жителей Херсона и Готии – иконоборцами, поэтому его восстание и не нашло у них поддержки. По всей вероятности, что в плену оказался (или просто был вынужден капитулировать) и кир. Тогда старшины Готии подчинились кагану, а во главе страны был поставлен хазарский тудун.

Каган, в свою очередь, помиловал кира, однако казнил 17 участников восстания. Иоанн же был помещен под стражу в Фуллы (вероятнее всего – Тепсень вблизи нынешнего Коктебеля). Примечательно, что один здешний аристократ обвинил его в захвате Дороса хазарами и гибели невиновных. Впрочем, Иоанн исцелил сына кира Фулл, за что тот, скорее всего, и организовал епископу бегство за море в Амастриду.

Для тюрков-христиан в горах основаны несколько городков

Больших репрессий не было, более того, пострадавший во время восстания храм на Мангупе был восстановлен по повелению кагана и тудуна, а для тюрков-христиан в горах основаны несколько городков. Впрочем, найденный на Кубани клад из 270 тогдашних византийских монет крымского происхождения доказывает, что без контрибуции хазарам тоже не обошлось. Также примерно в это время и была, наконец, создана Готская епархия для временно попавших под хазарскую власть горцев.

Через четыре года кагана не стало. Узнав об этом, Иоанн сказал ученикам, что через 40 дней и сам отойдет «судиться с моим гонителем». Умер он примерно в 792 году. Следующий каган занял значительно более мягкую позицию, в частности позволил похоронить епископа в родном Партените.

Десятилетиями Иоанн Готский был чужим среди своих. Однако, несмотря на то, что восстание и заключение не позволили ему принять участие во Втором Никейском соборе, и что он так и не был официально утвержден на епископской кафедре, он увидел результаты дела своей жизни. Иконопочитание было восстановлено, а Готия получила собственную епархию.

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d1hark5ginrcbk.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




XS
SM
MD
LG