Спустя 11 лет после того, как Россия аннексировала Крым, вспоминаем обещания российских властей и пророссийских политиков, которые они давали в обмен на поддержку РФ в 2014 году. Многое из обещанного так и осталось лишь на словах, а полномасштабное вторжение России в Украину и вовсе похоронило многие ожидания. Как растаяли мечты «крымской весны», рассказываем в материале Крым.Реалии.
Накануне российского «референдума» о статусе Крыма в 2014 году пророссийские силы распространяли на полуострове множество листовок с обещаниями лучшей жизни для крымчан. Щедрые пенсии и зарплаты, масштабное обновление крымских курортов, обеспечение безопасности крымчан от внешних угроз – на этих заявлениях Россия строила свою информационную кампанию, которой сопровождала оккупацию и аннексию Крымского полуострова.
Спустя 11 лет стал очевидным провал выполнения ключевых обещаний. Даже сами российские власти признают: Крым по состоянию на 2025 год «не дотягивает» до уровня жизни в России.
«Денег нет, но вы держитесь!» вместо российских зарплат и пенсий
Тезис о российском благополучии в Крыму лег в основу одного из главных обещаний периода «крымской весны». Оно было ключевым для тех, кто в 2014 году активно приветствовали приход российских военных в Крым и тех, кто только определялся со своей позицией.
«Бюджет Крыма вырастет более чем вдвое, а зарплаты и пенсии жителей увеличатся в четыре раза, если на референдуме (непризнанном Украиной и международным сообществом – КР) население проголосует за присоединение к России. Эту гарантию мы получили от России», – обещал спикер крымского парламента Владимир Константинов в начале марта 2014 года.
На тот момент на улицах Крыма стояли вооруженные российские военные и техника. А крымчан активно агитировали идти на «референдум».
После того, как Россия аннексировала Крым, обещанные высокие зарплаты в регионе стали реальностью, в первую очередь, для военных, силового аппарата, судей и отдельных категорий чиновников. В российских реалиях многие из них смогли обзавестись недвижимостью и автомобилями, ставшими поощрением за службу РФ.
Успели порадоваться и пенсионеры. Выплаты им в российских рублях увеличили вдвое-втрое по сравнению с украинскими. Минимальная пенсия в Крыму в 2014 году составляла 8-10 тысяч рублей. На материковой части Украины пенсионеры в среднем получали тогда две тысячи гривен. На этом фоне российские пенсии казались крымчанам благом.
Но эта радость была недолгой. Потому что за повышением пенсий последовал стремительный скачок цен на товары и услуги, связанный с прекращением поставок в Крым продуктов и товаров из материковой части Украины. Логистика из России тогда была проблемной, поскольку еще не существовало Керченского моста.
То есть, вместе с повышенными пенсиями крымчане получили московские цены. И уже в 2016 году в Крыму можно было заметить публичное недовольство. Крымская пенсионерка Анна Буянова прямо заявила российским чиновникам, что «на пенсию невозможно прожить, потому что цены бешенные». Ответ, который она получила от Дмитрия Медведева, на тот момент премьер-министра РФ, стал мемом на многие годы: «Денег нет, но вы держитесь».
Снижение цен в Крыму российские власти обещали после строительства моста через Керченский пролив. Но его открытие существенно ситуацию не изменило.
В последующие годы пенсии и зарплаты в России и Крыму индексировали. Но доплаты не успевали за ценами в магазинах. А когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, ситуация еще больше усложнилась. В результате перевода российской экономики на военные рельсы ускорились инфляция и рост цен.
На данный момент минимальные пенсии в Крыму составляют 12-13 тысяч рублей. Средняя зарплата в начале 2025 года, по данным российского Крымстата, составила 55,5 тысяч рублей после налогообложения. Прожить на эти деньги при нынешней экономической ситуации непросто.
«Население оплачивает войну так называемым «инфляционным налогом». Причем основная тяжесть ложится на тех, кто не получает за участие в войне деньги, кратно превышающие среднероссийские зарплаты, и кто не работает на обеспеченных щедрыми госзаказами военных заводах. А это львиная доля россиян. Впрочем, даже военное производство «уперлось» в естественные ограничения – нехватку персонала, оборудования, инфраструктуры. Так что Россия все сильнее погружается в стагфляцию – разгон цен на фоне стагнации производства, которое в любой момент может смениться падением», – пишет экономический обозреватель Радио Свобода Максим Блант.
Российские власти признают: Крым не дотягивает до среднероссийского уровня даже через десятилетие нахождения под контролем РФ. Они продолжают обещать крымчанам лучшую жизнь, предлагая потерпеть до 2030 года.
«Крым – конкурент Турции и Египту»
Громкие обещания в 2014 году звучали относительно судьбы крымских курортов в российских реалиях. Подконтрольные Москве крымские власти сулили полуострову международный успех.
«Крым станет востребованным круглогодичным центром РФ, а может даже и международным», – заявляла на тот момент министр курортов и туризма российского правительства Крыма Крыма Елена Юрченко в апреле 2014 года.
Вслед за ней российский глава Крыма Сергей Аксенов утверждал, что крымские курорты смогут составить конкуренцию Турции и Египту.
«Крым готов стать альтернативой зарубежным курортам и более активно развивать внутренний российский туризм», – уверял он.
На практике же перспективы Крыма как курорта оказались не столь радужными. Уже в первый год после российской аннексии полуостров потерял половину своего турпотока.
Президент крымской турфирмы «Кандагар» Борис Зелинский пояснял неутешительные итоги тем, что в 2014 году на Крымский полуостров не доехали украинские туристы, составлявшие до аннексии 70% турпотока.
С тех пор его обеспечивают жители соседней России. Вместо обещанных инвестиций в курортную сферу полуострова произошел глобальный передел собственности.
В результате местными здравницами, которые ранее принадлежали украинскому бизнесу и госпредприятиям, теперь распоряжаются российские чиновники и подконтрольный им бизнес. Большинство остаются «советскими» по уровню сервиса и инфраструктуры. Они принимают на отдых тысячи россиян по бюджетным путевкам. Вопрос экономического эффекта от такого туризма спорный. А уж о том, что крымские курорты могут конкурировать с турецкими или египетскими, говорить и вовсе не приходится. Особенно в условиях международных санкций.
Российские власти Крыма ежегодно отчитываются, что регион посещают несколько миллионов туристов. Но проверить эту информацию невозможно.
«Курортная» статистика российских властей Крыма некорректна и может быть завышена в три-четыре раза, утверждает руководитель Института стратегических черноморских исследований Андрей Клименко.
«Показатели, которые публиковала оккупационная власть Крыма перед началом Большой войны 24 февраля 2022 года, были в реальности показателями пассажиропотока. Они учитывали всех, кто въезжает в Крым, в том числе дополнительное население в миллион человек, включительно с военными и членами их семей, переехавшими в Крым из России после оккупации в 2014 году», – говорит он.
Сомневается в корректности подсчетов туристов и провоенный блогер из Москвы, живущий с 2014 года в Крыму, Александр Сергеев (Горный).
«За эти все годы просто провал. Не создан ни логотип Крыма, нет объективной достоверной статистики. Все фуфло, которое суют нам с цифрами, – это не турпоток. Это просто трафик, который формируется на пунктах пропуска. А нужны очень серьезные исследования турпотока: кто эти люди, их мотивация поездок в Крым. Но этого ничего не делается», – говорит он.
Серьезным вызовом для Крыма как курорта стало полномасштабное вторжение России в Украину. Из-за падения турпотока местный бизнес терпит убытки и годами живет на российских дотациях. Власти РФ всячески продвигают крымские курорты среди россиян, несмотря на регулярные взрывы и «прилеты» на полуострове. В 2024 году это привело к жертвам в Севастополе.
Вызовом 2025 года в Крыму является масштабное загрязнение Черного моря российским мазутом в результате крушения танкеров в Керченском проливе.
Несмотря на то, что акваторию не удалось очистить от токсичного топлива, крымские чиновники уже зовут туристов на полуостров.
«Не верьте тем, кто пугает вас Россией»
Ключевым обещанием российских властей в 2014 году было обеспечение безопасности в Крыму.
«В России сильное руководство, там есть гарантии защиты и стабильности. Крымчане не просят каких-то золотых гор, а хотят сохранить то, что у нас есть, спокойно жить и работать, растить детей. Многие в Крыму видят в России защиту», – заявлял Владимир Константинов, поясняя, зачем крымский парламент утвердил решение о проведении «референдума» о статусе полуострова в марте 2014 года.
В конце марта 2014 года – после этого «референдума», результаты которого не признали Украина, Европа и США, – президент РФ Владимир Путин пообещал, что «раздела Украины» не будет, а Крым будет «родным домом представителям всех живущих там народов».
«Не верьте тем, кто пугает вас Россией, кричит о том, что за Крымом последуют другие регионы. Мы не хотим раздела Украины, нам этого не нужно. Что касается Крыма, то он был и останется и русским, и украинским, и крымскотатарским. Повторю, он будет, как и было веками, родным домом для представителей всех живущих там народов. Но он никогда не будет бандеровским!», – пообещал глава РФ.
В реальности же Крым под контролем России превратился в территорию, где подконтрольные Москве власти «культивируют бесправие и безнаказанность», заявляли еще в 2014 году правозащитники. Из-за этого за 11 лет Крым покинули тысячи местных жителей. Вместо них туда массово заселяются россияне.
С 2014 года жители Крыма столкнулись с массовыми обысками в своих домах и активным производством российскими силовиками уголовных дел по антиэкстремистскому и антитеррористическому законодательству РФ.
Сотни крымчан пережили жестокие пытки и оказались в российских СИЗО и тюрьмах по делам, которые правозащитники считают политическими репрессиями. Репрессивная машина России уничтожает в Крыму целые семьи.
По данным Крымской правозащитной группы, на данный момент не менее 250 граждан Украины находятся в заключении по сфабрикованным делам в аннексированном Крыму и РФ. Большинство из них – крымские татары.
Наиболее уязвимы перед российским репрессивным аппаратом в Крыму крымские татары и украинцы, заявляли украинские правозащитники и эксперты, приводя множество примеров таких преследований. Впоследствии это признают и международные суды.
В 2024 году Международный суд ООН в Гааге в рамках рассмотрения иска Украины к России установил, Россия не смогла защитить права этнических украинцев в Крыму, в частности, на получение образования на родном языке, чем нарушила свои обязательства в рамках конвенции ликвидации всех форм расовой дискриминации.
25 июня 2024 года Европейский суд по правам человека в межгосударственном деле «Украина против России» постановил, что РФ необоснованно установила свое законодательство на временно оккупированной территории Крыма и Севастополя, действуя с нарушением правил международного гуманитарного права и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Российские власти отрицают политические репрессии в Крыму и выводы судов не признают.
Окончательный провал обещания «российской гарантии защиты и стабильности» стал очевиден в условиях полномасштабного вторжения России в Украину. С 2022 года ВСУ, отражая наступление РФ, наносят удары по российским военным объектам в аннексированном Крыму.
После того, как ВСУ деоккупировали правый берег Херсонской области, Крымский полуостров стал, по сути, прифронтовым регионом: там регулярно фиксируют взрывы и «прилеты» от ракет и ударных БПЛА.
Крымчане регулярно слышат перемещение российской авиации и видят на автодорогах военную технику, поскольку Россия использует Крым для переброски своих войск на южный фронт в Украине.
Опасаясь возможного наступления ВСУ, российские войска обустраивают в Крыму фортификационные сооружения. Их огневые точки и окопы можно заметить на пляжах в курортной зоне. Подобной практики не было никогда в новейшей истории Крымского полуострова.
Российские власти хоть и уверяют, что контролируют ситуацию, не могут обеспечить безопасность крымчанам. Война, развязанная Россией против Украины, дошла до Крыма вопреки гарантиям безопасности, которые обещал его жителям Путин в 2014 году.
Еще до начала полномасштабной войны России против Украины в Крыму неизвестные распространяли листовки с надписью «Я отзываю свою подпись с референдума».
«Мы голосовали за светлое будущее своего родного края, а не за присоединение к стране лгунов, воров и нищебродов», – писали авторы листовки.
Но это мнение, пусть даже и коллективное, уже ничего не изменило.
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d32owjufzinilx.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: