Доступность ссылки

«Кадыризация» России. Чечне уже нечему учить власти РФ?


Рамзан Кадыров
Рамзан Кадыров

Термины "чеченизация" и "кадыризация" России за последние 20 лет стали частью российского новояза – ими обозначают заимствование федеральными властями методов Рамзана Кадырова, которые он и его приближенные применяют в управлении регионом. Редакция Кавказ.Реалии обсудила с российскими политологами появление этих терминов, а также какие из методов получили распространение за пределами республики и можно ли назвать Чечню полигоном для утверждения силовых механизмов.

Выборы: "чеченизация" или "кадыризация"?

Впервые термин "чеченизация" возник не по отношению к общей политической системе управления и контроля в республике, а как обозначение особого электорального поведения. Политолог Дмитрий Орешкин в разговоре с редакцией Кавказ.Реалии поясняет, что еще в начале 90-х в России существовали так называемые "зоны особой электоральной культуры", где отмечался сходный по явке и монолитности результат голосования.

В подобную зону попала тогда еще единая Чечено-Ингушская республика: на президентских выборах 1991 года республика с очень высокой явкой (около 84%) и высокой монолитностью (около 80%) проголосовала за Бориса Ельцина. При этом всего за несколько месяцев до выборов та же самая республика бойкотировала участие в референдуме Российской Федерации по поводу введения поста президента.

После прихода к власти сильного лидера якобы изменились электоральные предпочтения

Политолог поясняет, что такое резкое изменение электорального настроения было основано на личности нового лидера республики Джохара Дудаева, который при поддержке народа стремительно перехватил власть в жестком противостоянии с предыдущим руководством. Это был заметный пример того, как после прихода к власти сильного лидера якобы изменились электоральные предпочтения. Дмитрий Орешкин допускает, что именно тогда впервые прозвучал термин "чеченизация" выборов, однако в то время он не получил широкого распространения.

Дмитрий Орешкин
Дмитрий Орешкин

В 90-х годах сходная политическая культура выборов проявлялась в 17 регионах, помимо разделившихся Чечни и Ингушетии, включая Дагестан, Калмыкию и другие республики. По словам политолога, очень скоро стало понятно, что дело и в системной фальсификации, и в отсутствии сопротивления, когда людям не на что опереться. По словам политолога, он начал использовать более точный термин – "электоральный султанат", когда результат выборов всей республики зависит от лидера региона.

"У них нет свободной прессы, нет независимого суда, зато есть очень серьезная угроза вступить в конфликт с местной властью, которая с тобой считаться не будет: она тебя может просто уничтожить", – полагает Орешкин.

Эксперт подчеркивает: "электоральные султанаты" ориентированы на сохранение своих собственных старых, еще советских элит. В 2000-х такая модель голосования понравилась пришедшему во власть Владимиру Путину: "Поэтому мы и видим, как "султанская" модель стала расползаться по всей стране".

"Электоральные султанаты" ориентированы на сохранение своих собственных старых, еще советских элит

Выборы первого президента Чечни в составе Российской Федерации в 2003 году прошли с огромными нарушениями. По мнению Дмитрия Орешкина, уровень фальсификаций мало отличался от уровня нарушений в других "электоральных султанатах", однако именно тогда к региону было приковано огромное внимание из-за войны и того, что лично для Владимира Путина это была важная политическая инициатива.

В 2004 году при Ахмате Кадырове в Чечне прошли выборы президента России. Было заявлено, что выборы президента России в Чечне состоялись при рекордной явке. За Владимира Путина, согласно официальным данным, проголосовали 92,3%.

Похожие проценты показывали и Татарстан, и Башкортостан, и Кемерово, и еще несколько регионов, в которых существовали местные жесткие авторитарные режимы. Но именно открытая фальсификация в Чечне дала другим российским регионам карт-бланш на аномально высокие результаты при голосовании за Путина, считает политолог Дмитрий Орешкин. Тогда вновь заговорили про "чеченизацию выборов".

Термин лишь укрепился после того, как власть в республике перешла к Рамзану Кадырову. Эксперты проекта Cedar (Center for data and research on Russia) в комментарии сайту Кавказ.Реалии отмечали, что на выборах президента России в 2012 году на всех избирательных участках в Чечне был предъявлен результат голосования за Путина, близкий к 100%. На последующих президентских выборах цифры не опускались ниже в 90–95% и по явке, и по результату.

Политолог Иван Преображенский считает, что к 2024 году Россия действительно пришла к кадыровскому варианту голосования и вполне органично, что термин "чеченизация" сменился на "кадыризацию".

Вполне органично, что термин "чеченизация" сменился на "кадыризацию"

По мнению эксперта, очевидно, что главная причина, которая привела к "кадыризации выборов" в России, – это рост рисков оппозиционной деятельности и даже оппозиционного голосования. Эти риски ярко проявлялись в Чечне середины 2000-х годов, в первые годы после прихода Рамзана Кадырова к власти, а затем практика распространилась на всю Россию.

Политический аналитик Иван Преображенский
Политический аналитик Иван Преображенский

Преображенский подчеркивает, что методы борьбы с оппозицией, которые применял Кадыров в Чечне, успешно заимствованы российской властью и это уже вполне можно назвать кадыризацией России.

"Кадыризация" России: заимствование опыта или испытательный полигон?

Чечня — это черная дыра российского законодательства: там оно не действует, считает сотрудник факультета социальных наук Карлова университета, политолог Дмитрий Дубровский.

"Главная проблема Чечни заключается в том, что там российские законы неприменимы. Это "Рамзанат" на территории России. Кадыров может позволить себе плевать на любые законы до тех пор, пока он лоялен Путину, и до тех пор, пока он держит ситуацию в Чечне под контролем. У него есть личная армия, личные тюрьмы и госаппарат, фактически неподконтрольные Российской Федерации", – подчеркивает Дубровский.

"Рамзанат" на территории Российской Федерации

Каждое действие Кадырова после прихода к власти демонстрировало, что он может делать что угодно – и совершенно безнаказанно: расправы с политическими деятелями (Руслан Кутаев) и правозащитниками (Оюб Титиев), политические убийства журналистов (Анна Политковская, Наталья Эстемирова), устранение оппонентов собственной власти (братья Ямадаевы) – это лишь часть "подвигов", которыми отметился глава Чечни.

Можно предположить, что становление кадыровских методов началось на территории послевоенной Чечни еще в первой половине 2000-х в ходе так называемой "борьбы с терроризмом". Одним из основных методов тогда стало использование родственников как заложников для воздействия на боевиков.

В самой Чечне практика захвата в заложники родственников с годами стала общеприменимой: от задержания членов семей критиков Кадырова до приговора к тюремному заключению матери чеченских оппозиционеров Заремы Мусаевой.

Позже этот способ воздействия на неугодных успешно использовался российской властью, которая также стала брать заложников из числа родных. Одним из громких примеров в 2014 году стал приговор Олегу Навальному, брату оппозиционного политика Алексея Навального.

Каждый раз, когда границу допустимого переходили в Чечне, дискуссия очень быстро приводила к тому, что, оказывается, это возможно в принципе, а общество не готово с этим бороться, указывает Иван Преображенский.

Массовое убийство геев? Ладно, мы это переживем

"Массовое убийство геев? Ладно, мы это переживем, это нас не касается. Убийство журналистов и правозащитников? В принципе, тоже ничего страшного, а что такого? Общество это прекрасно переживает и не готово вставать на чью-либо защиту", – констатирует политолог.

Однако долгое время никто не знал, насколько допустимо экстраполировать жесткие кадыровские практики на территорию всей России. Иван Преображенский считает, что изначально никто не был уверен, что, скажем, военная разведка, которая защищала братьев Ямадаевых, спокойно проглотит их убийство некими таинственными людьми, которые могли быть связаны с Кадыровыми.

"А потом уже можно было убить Немцова прямо у стен Кремля", – говорит Преображенский.

Кадыровские практики в действии

Чечня была полем, на котором российские спецслужбы осваивали новые методы работы – например, возможность устранения предполагаемого "боевика" вместо задержания, считает Преображенский: "В Чечне российские силовики поняли, что можно вообще никаких расследований не проводить, реальных экстремистов не разыскивать. Их можно назначить самим и тут же расстрелять".

Изначально эта практика распространилось на весь Северный Кавказ, а потом, при подаче Кадырова, на всю остальную страну, став за время его правления общероссийской. Теперь можно наблюдать, как ФСБ задерживает "экстремистов" и "террористов", предъявляя в качестве улик, например, томик сборника стихов Тараса Шевченко или какую-то листовку на украинском языке.

К таким же удачно освоенным в Чечне российскими силовиками практикам можно отнести и похищение людей, и пытки на камеру. В 2020 году на камеру пытали оппозиционера Салмана Тепсуркаева, а в апреле 2024 года российский силовик при задержании подозреваемых в совершении теракта в "Крокусе" на камеру отрезает одному из них ухо.

Клановость и наследование власти как последняя точка "кадыризации"

Пытки, убийства, похищения, имитация расследований, фальсификация доказательств – эти и многие другие практики кадыровских "наставников" представители остальной России прошли блестяще, но есть еще один важный аспект, который также не обойден вниманием, – клановость.

Что же делать, когда диктатор уйдет? Заменять его некем, потому что он уничтожил всех

Клановость существовала еще с советских времен в формате кумовства, а на Северном Кавказе и в Центральной Азии родственные связи всегда были особенно важны, говорит Иван Преображенский: "Но клановость как принцип колониального управления территориями – для России это возвращение в XIX век, как раз когда она активно колонизировала Центральную Азию и Северный Кавказ. При Путине сделали ставку на клановость, когда все дается на откуп местному диктатору и он имеет право уничтожать под собой всех, так же, как Путин уничтожает всех под собой в целом в России".

Складывается впечатление, что Чечне уже нечему учить Россию. Теперь проблемы у них общие, добавляет собеседник: "Возникает вопрос: что же делать, когда диктатор уйдет? Заменять его некем, потому что он уничтожил всех. Везде сидят его родственники, друзья, соседи по родной деревне и так далее. Последняя точка, в которую приходит Россия в смысле "кадыризации", – полная безальтернативность Путина, так же как и полная безальтернативность Кадырова".

  • Первым президентом Чеченской республики в 2003 году стал перешедший на сторону России бывший муфтий Ичкерии и отец нынешнего главы Чечни Ахмат Кадыров. По официальным данным, ставленник Кремля Ахмат Кадыров набрал около 82% голосов при явке в почти 88% избирателей.
  • Практика брать в заложники родственников в Чечне открыто применяться сначала Ахматом Кадыровым, а позже и его сыном. В 2005 году правозащитный центр "Мемориал" издал доклад под названием "Новые" методы "контртеррора", где указано, что действия в отношении членов семей предполагаемых боевиков имели системный характер.
  • Еще один пример данной "кадыровской" практики – срок для отца главы ФБК Ивана Жданова. В 2021 году Юрия Жданова приговорили к трем годам лишения свободы условно по обвинению в мошенничестве. Затем условный срок заменили на реальный.

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d32ma0ydj15jee.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG