Доступность ссылки

«Сказали, что я потеряюсь навсегда»: водитель Джемилева заявил о пытках со стороны ФСБ


Лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев (справа) и водитель Ахтем Мустафаев на пресс-конференции в Киеве, 10 июля 2018 года
Лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев (справа) и водитель Ахтем Мустафаев на пресс-конференции в Киеве, 10 июля 2018 года

Водитель семьи лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева Ахтем Мустафаев заявил, что его пытали сотрудники ФСБ России. Он был задержан в Бахчисарае в конце июня. По словам Мустафаева, с мешком на голове его отвезли в подвал, где избивали и применяли другие пытки: туго обвязывали голову скотчем и заставляли стоять на коленях. Водитель утверждает, что таким образом из него пытались выбить показания по поводу поджога дома крымского муфтия Эмирали Аблаева.

Представители ФСБ России пришли с обыском домой к Ахтему Мустафаеву утром 28 июня. Часть опергруппы зашла к нему домой, остальные оцепили улицу. На протяжении нескольких часов силовики обыскивали вещи, находящиеся в доме, и в итоге изъяли жесткие диски, ноутбуки, старые неработающие мобильные телефоны, флеш-накопитель, электронную книгу и два планшета. Копию протокола хозяевам дома не оставили. Спустя два часа после начала обыска на место прибыл адвокат Эдем Семедляев, но его не пропустили за оцепление.

Самого Ахтема Мустафаева в это время не было. Его родственники сообщали, что он был задержан возле дома Мустафы Джемилева. Оказалось, что Ахтем находился в крымском управлении ФСБ, откуда его отпустили поздно вечером. Что именно происходило с Мустафаевым на протяжении этого дня, было неизвестно. Сам он не выходил на связь с журналистами, а родственники говорили, что не располагают такой информацией.

Только спустя неделю, 6 июля, крымский правозащитник Абдурешит Джеппаров заявил, что Ахтем Мустафаев во время задержания подвергся пыткам и был вынужден уехать из Крыма на материковую Украину.

«Били, если ответ не нравился»

Подробности своего задержания Мустафаев рассказал на пресс-конференции в Киеве 10 июля. Водитель заявил, что его задержали, когда он собирался отъехать на автомобиле от дома семьи Джемилевых.

Они меня скрутили, надели на меня наручники, кинули в автомобиль «Мерседес Спринтер», надели мешок на голову
Ахтем Мустафаев

«Я увидел людей в военной форме без опознавательных отличий. Они схватили за ручку, я автоматически закрыл дверь. Они начали направлять на меня огнестрельное оружие, пистолеты. Я был вынужден выйти из своей машины. Тогда они меня скрутили, надели на меня наручники, кинули в автомобиль «Мерседес Спринтер», надели мешок на голову», – сказал Мустафаев.

По его словам, примерно спустя полчаса его привезли в неизвестное ему помещение, предположительно, подвал. Затем, как заявил водитель, его усадили на стул и сняли мешок с головы. Ахтем говорит, что увидел в помещении трех человек, их лица скрывали балаклавы. Один сидел напротив него, двое других – за столом, на котором находились ноутбук и неизвестное ему устройство. Позже выяснилось, что это полиграф (детектор лжи). Присутствующие начали допрос: их интересовало, как часто Мустафаев бывает на территории материковой Украины и с кем там встречается.

Ахтем Мустафаев
Ахтем Мустафаев
Мне нанесли удар в область грудной клетки, также ударили сзади по затылку. Били руками
Ахтем Мустафаев

«Они продолжали спрашивать, с кем я еще общался. Как только я ответил, что не помню, мне нанесли удар в область грудной клетки, также ударили сзади по затылку. Били руками. Допрос продолжался, меня снова спрашивали о связях и о пребывании в Украине. Если мой ответ им не нравился, они наносили удары, преимущественно в затылочную часть», – сказал Мустафаев.

По его словам, вопросы, которые ему задавали, касались поджога дома крымского муфтия Эмирали Аблаева, помощника Мустафы Джемилева Эрола Велиева, а также подрыва опор ЛЭП в Алуште.

Мне угрожали, говорили, что я не выйду оттуда, что я потеряюсь навсегда
Ахтем Мустафаев

«Мне угрожали, говорили, что я не выйду оттуда, что я потеряюсь навсегда», – заявил водитель.

После этого, как говорит Мустафаев, его допрос повторили с использованием полиграфа. По словам водителя, его заставили сказать пароли от смартфона, что позволило получить доступ к аккаунтам Ахтема в социальных сетях.

Затем, как утверждает Мустафаев, ему туго обвязали голову скотчем, сказали встать на колени и держать руки за головой. По словам Ахтема, в таком положении его заставили пробыть около часа.

После этих действий Мустафаеву предложили заключить сделку о сотрудничестве. По его словам, он написал и сказал на камеру все, что от него просили. В том числе то, что к нему не применяли меры физического воздействия.

Затем водителя с мешком на голове посадили в автобус и отвезли в здание главного управления ФСБ в Крыму. Там он ответил на несколько вопросов следователя, в частности, про Эрола Велиева, после чего его отпустили.

Чтобы избежать дальнейшего преследования, водитель решил покинуть территорию Крыма. При пересечении административной границы с Херсонской областью сотрудники российской пограничной службы не препятствовали его выезду.

Два месяца назад у Ахтема Мустафаева после тяжелой болезни ушла из жизни супруга. В Бахчисарае у него остался 13-летний ребенок, который теперь находится под опекой бабушки и дедушки.

С чем связано задержание?

В постановлении на обыск дома Мустафаева было указано, что он проходит свидетелем по уголовному делу против Эрола Велиева. Последний подозревается Федеральной службой безопасности России в организации поджога дома муфтия Крыма Эмирали Аблаева

Эмирали Аблаев
Эмирали Аблаев

Это дело является довольно запутанным.

21 мая на сайте ФСБ было опубликовано сообщение о «раскрытии экстремистской группы». В нем говорилось, что формирование было создано Эролом Велиевым – помощником народного депутата Украины Мустафы Джемилева.

По версии ФСБ, он организовал группу по указанию главы Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова. В ее состав, как утверждает спецслужба, входили двое спортсменов-боксеров из Харькова – Александр Стешенко и Александр Третьяков.

ФСБ заявляет, что члены группировки закидали бутылками с зажигательной смесью дом муфтия Аблаева, который известен своим лояльным отношением к российским властям. По версии спецслужбы, они сделали это «по мотивам политической вражды с целью устрашения пророссийски настроенных крымских татар и нагнетания межнациональной напряженности в Крыму».

Помощник Джемилева Эрол Велиев находится в Киеве и заявляет, что все обвинения в его адрес – это выдумка. По его словам, он не знает людей по фамилии Стешенко и Третьяков, которых ФСБ называет его подельниками. Велиев утверждает, что не мог участвовать в поджоге дома в январе 2018 года хотя бы потому, что последний раз был в Крыму в сентябре 2017-го.

Член предполагаемой «экстремистской группы» Александр Стешенко был задержан 11 апреля на админгранице с Крымом, когда пытался въехать на полуостров. После задержания о нем долгое время ничего не было известно, правозащитники заявляли, что он похищен. 24 апреля выяснилось, что Стешенко содержится в одном из изоляторов временного содержания в Симферополе. Он находился там, поскольку его арестовали на 12 суток за «неповиновение законному требованию полиции».

В ИВС Александра Стешенко посетил адвокат Эдем Семедляев. По его словам, во время встречи харьковчанин признался ему, что его пытали и заставили подписать нужные показания. Семедляев заявлял, что Стешенко поместили в изолятор по сфабрикованному делу, чтобы за время ареста у него сошли следы избиения.

21 мая ФСБ распространила видео допроса харьковчанина, на котором он признается в том, что помощник Мустафы Джемилева «поставил ему задачу поджечь дом муфтия Крыма». Стешенко говорит, что сам он от участия в поджоге отказался, и в итоге в дом якобы забросили «коктейль Молотова» Эрол Велиев и Александр Третьяков.

Где в данный момент находится Стешенко – неизвестно. Его мать Дина 10 июля должна была выступить на пресс-конференции в Киеве с участием Ахтема Мустафаева. Однако, по словам организаторов, за сутки до этого она перестала выходить с ними на связь.

Народный депутат Украины Мустафа Джемилев считает, что дело против его помощника Эрола Велиева является полностью сфабрикованным. Политик выражает сомнения в том, что факт поджога дома крымского муфтия вообще имел место. Джемилев считает, что российские власти открыли это уголовное дело, чтобы скомпрометировать Меджлис крымскотатарского народа.

Представители ФСБ не делали никаких публичных заявлений по поводу сообщений Ахтема Мустафаева о пытках.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG