Доступность ссылки

Шофер семьи Джемилева в руках ФСБ и дело о поджоге дома муфтия


Группа спецназа ФСБ России. Архивное фото
Группа спецназа ФСБ России. Архивное фото

В Бахчисарае прошел обыск у Ахтема Мустафаева – водителя семьи лидера крымскотатарского народа, народного депутата Украины Мустафы Джемилева. Сотрудники ФСБ России задержали его и допросили, а также изъяли всю компьютерную технику и накопители данных, находящиеся у него дома. Эти следственные действия связаны с уголовным делом, в котором фигурирует Эрол Велиев – помощник Джемилева. Его подозревают в якобы поджоге дома российского муфтия Крыма Эмирали Аблаева.

Сотрудники ФСБ пришли с обыском в жилище Ахтема Мустафаева утром 28 июня. Часть опергруппы взяла в оцепление его дом, расположенный в 5 микрорайоне Бахчисарая, где компактно проживают крымские татары. Силовики были одеты в военную форму и бронежилеты, вооружены автоматами, лица у большинства из них скрывали маски-балаклавы.

Самого Ахтема в момент обыска в доме не было. По словам его сестры Ленары Чубукчиевой, он был задержан, когда находился в автомобиле недалеко от дома Мустафы Джемилева. Последний, как известно, находится за пределами Крыма – российские власти в мае 2014 года запретили ему въезд на полуостров. На данный момент Мустафаев работает водителем у Сафинар Джемилевой – супруги политика.

Как это было

Обыск проходил на протяжении четырех часов. Пока внутри дома силовики досматривали вещи, снаружи собрались соседи Мустафаева, обеспокоенные происходящим. Активисты движения «Крымская солидарность» вели видеотрансляции с места событий в Фейсбуке, за происходящим можно было следить в прямом эфире.

Когда сотрудники ФСБ зашли в дом Мустафаева, там находилась его пожилая мать и трое детей. Спустя час после начала обыска к дому Мустафаева приехала его родная сестра Ленара Чубукчиева со своим мужем. Силовики отказались пропускать ее за оцепление. Ленара настойчиво требовала, чтобы ей дали пройти в дом. Она говорила, что ее мать страдает гипертоническими заболеваниями и может нуждаться в помощи. После получасовых уговоров Ленаре удалось пройти в дом.

Еще через час на место прибыл адвокат Эдем Семедляев, его отказались пропускать за оцепление.

Не пропускают под разными предлогами... Это грубое нарушение, потому что адвокат имеет право присутствовать
Эдем Семедляев

«Не пропускают под разными предлогами: следователь сейчас примет решение, следователь пока занят, выйдет немножко попозже. У них все по накатанной. Это является грубым нарушением, потому что адвокат имеет право присутствовать на данных мероприятиях, помогать своему доверителю», – сказал Семедляев в ходе трансляции.

Ему удалось попасть в дом Мустафаева только после того, как силовики завершили обыск и уехали. По словам сестры Ахтема Ленары, сотрудники ФСБ изъяли жесткие диски, ноутбуки, старые неработающие мобильные телефоны, флеш-накопитель, электронную книгу и два планшета. Копию протокола хозяевам дома не оставили.

Эдем Семедляев
Эдем Семедляев

Уезжая силовики сказали Ленаре, что Ахтем находится на допросе в Симферополе, в главном управлении ФСБ России. Туда отправился адвокат Эдем Семедляев, но дежурный сообщил, что человека с таким именем и фамилией в здание не доставляли. Это обстоятельство вызвало у близких Мустафаева тревогу за его судьбу. Несколько десятков человек отправились из Бахчисарая в крымское управление ФСБ на поиски Ахтема. Поздним вечером оказалось, что он все-таки находится в здании. После допроса его отпустили. Сестра Мустафаева Ленара сказала корреспонденту Крым.Реалии, что ее брата вначале удерживали в здании, расположенном в Бахчисарае – предположительно в городском отделе ФСБ – а потом отвезли в Симферополь.

Пытки и признания

В постановлении на обыск было указано, что Ахтем Мустафаев проходит свидетелем по уголовному делу против помощника Мустафы Джемилева Эрола Велиева. Последний подозревается Федеральной службой безопасности в организации поджога российского муфтия Крыма Эмирали Аблаева.

Это дело является довольно запутанным. 21 мая на сайте ФСБ было опубликовано сообщение о «раскрытии экстремистской группы». В нем говорилось, что формирование было создано Эролом Велиевым – помощником народного депутата Украины Мустафы Джемилева. По версии ФСБ, он организовал группу по указанию главы Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова. В ее состав, как утверждает спецслужба, входили двое спортсменов-боксеров из Харькова – Александр Стешенко и Александр Третьяков.

ФСБ заявляет, что члены группировки закидали бутылками с зажигательной смесью дом муфтия Аблаева, который известен своим лояльным отношением к российским властям. По версии спецслужбы, они сделали это «по мотивам политической вражды с целью устрашения пророссийски настроенных крымских татар и нагнетания межнациональной напряженности в Крыму».

Помощник Джемилева Эрол Велиев находится в Киеве и заявляет, что все обвинения в его адрес – это выдумка. По его словам, он не знает людей по фамилии Стешенко и Третьяков, которых ФСБ называет его подельниками.

Велиев утверждает, что не мог участвовать в поджоге дома в январе 2018 года хотя бы потому, что последний раз был в Крыму в сентябре 2017-го.

Член предполагаемой «экстремистской группы» Александр Стешенко был задержан 11 апреля на админгранице с Крымом, когда он пытался въехать на полуостров. После задержания о нем долгое время ничего не было известно, правозащитники заявляли, что он похищен. 24 апреля выяснилось, что Стешенко находится в одном из изоляторов временного содержания в Симферополе. Он находился там, поскольку его арестовали на 12 суток за «неповиновение законному требованию полиции».

В ИВС Александра Стешенко посетил адвокат Эдем Семедляев. По его словам, во время встречи харьковчанин признался ему, что его пытали и заставили подписать нужные показания. Семедляев заявлял, что Стешенко втихаря поместили в изолятор по сфабрикованному делу, чтобы за время ареста у него сошли следы избиения.

21 мая ФСБ распространило видео допроса харьковчанина, на котором он признается в том, что помощник Мустафы Джемилева «поставил ему задачу поджечь дом муфтия Крыма». Стешенко говорит, что сам он от участия в поджоге отказался, и в итоге в дом забросили «коктейль Молотова» Эрол Велиев и Александр Третьяков.

Версия Джемилева

Мустафа Джемилев заявляет, что его помощник не имеет никакого отношения к поджогу дома муфтия. По мнению политика, уголовное дело против Велиева было сфабриковано следователями ФСБ для того, чтобы скомпрометировать Меджлис крымскотатарского народа.

Зачем надо было свидетелю такой тщательный обыск проводить – непонятно. Привезли на пяти автобусах солдат, как будто с ними кто-то собирается воевать
Мустафа Джемилев

«Там определенная цель. В апреле прошлого года Гаагский международный суд четко обязал Россию снять запрет на деятельность Меджлиса крымскотатарского народа, а также на мой въезд и въезд Рефата Чубарова на территорию Крыма. Россия не выполнила ни один из пунктов. У России требуют ответа, как вы будете выполнять. И для оправдания своих действий они собирают материал. Чтобы сказать: вот видите, они же террористы, они же вон чем занимаются. Мы никак не можем снять запрет», – сказал Джемилев корреспонденту Крым.Реалии.

Мустафа Джемилев
Мустафа Джемилев

Политик высказал недоумение по поводу того, почему у его водителя проводили обыск в то время, как он проходит в деле всего лишь свидетелем.

«Формально вроде бы говорили, что хотят его допросить в качестве свидетеля по прошлогоднему инциденту, если он был, по поводу якобы нападения на дом этого коллаборациониста – муфтия. Но зачем надо было свидетелю такой тщательный обыск проводить – непонятно. Причем привезли на пяти автобусах солдат, как будто с ними кто-то собирается воевать», – заявил Джемилев.

С самим водителем политика корреспонденту Крым.Реалии связаться не удалось. ФСБ также публично никак не комментировало обыск и задержание Ахтема Мустафаева.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG