Адыгея традиционно относится к числу регионов, где все стабильно предсказуемо и "ничего не происходит". Но 2021 год отметился здесь громким делом бывшего мэра Майкопа Андрея Гетманова, так и не признавшего вину в покушении на мошенничество, хранении боеприпасов и принуждении к совершению сделки. Кроме этого, планы на застройку части объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ" плато Лаго-Наки вызвали обеспокоенность экологов. Не обошла Адыгею и федеральная повестка – коронавирусные ограничения и парламентские выборы.
Уходящий год начался с визита в республику премьер-министра Михаила Мишустина, обозначившего вполне ожидаемую, но не сдвинувшуюся с мертвой точки за почти завершившийся первый срок руководства республикой Марата Кумпилова проблему. Глава правительства назвал Адыгею в числе отстающих регионов, не способных "полноценно развиваться без помощи федерального центра". Во время визита ни Мишустин, ни назначенный куратором республики министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев публично не проявили интереса к главным для региона инвестиционным проектам – горнолыжному курорту "Лагонаки" и промышленному парку "Яблоновский".
В марте ФСБ отчиталась о предотвращении в Майкопе теракта в торговом центре – его, по данным силовиков, планировал присягнувший террористической группировке "Исламское государство" мигрант из Средней Азии. В России иностранец находился по поддельным документам, а в его доме в ходе обыска было обнаружено самодельное взрывное устройство.
Экологи вступились за объект ЮНЕСКО
В марте стало известно, что в Адыгее может появиться первый в России биосферный полигон на входящем в объект всемирного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ" плато Лаго-Наки и Фишт-Оштеновском горном массиве – соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Мишустин. Благодаря новому статусу здесь можно будет развивать рекреационную и туристическую деятельность, вести застройку. В рамках Петербургского международного экономического форума в июне соглашение о намерениях по строительству здесь горнолыжного курорта заключено с непубличным акционерным обществом "Красная поляна".
"В настоящий момент параллельно идут два процесса – утверждается новое положение о Кавказском заповеднике, развивается проект курорта. Фишт-Оштеновский массив, скорее всего, останется в биосферном полигоне, но будет входить в функциональную заповедную зону, там не будет допускаться никакая хозяйственная деятельность кроме пешеходного туризма. Фактически это режим заповедника, но на территории биосферного полигона", – пояснил Кавказ.Реалии директор Института региональных биологических исследований и председатель адыгейского отделения Всероссийского общества охраны природы Валерий Бриних.
Собеседник уточнил, что не трогать Фишт-Оштеновский массив власти побудило, вероятно, настойчивое противостояние экологов весной 2021 года. При этом подвешенным остается вопрос по самому курорту на пастбище Лаго-Наки.
"Я вижу ключевую проблему в том, что это карстовые породы, на которых нельзя строить. Если лыжные трассы еще могут нормально функционировать, строительство там практически невозможно. Планы по строительству в нижней части гостиничной деревни, скорее всего, останутся только на бумаге. Сложных технических решений потребует даже строительство канатной дороги, столбы которой нужно будет серьезно укреплять", – добавил Бриних.
Дело против бывшего мэра Майкопа
В течение всего 2021 года развивалось дело бывшего мэра Майкопа Андрея Гетманова – о возбуждении уголовного преследования о вымогательстве Следственный комитет сообщил в марте. В июле началось рассмотрение дела в суде, а в ноябре Верховный суд Адыгеи отменил приговор, вернув материалы дела на новое рассмотрение.
Следствие и суд первой инстанции установили, что в мае 2018 года на тот момент глава столицы Адыгеи вызвал в кабинет фермера, потребовав от него согласиться на неравный обмен земельными участками. Когда предприниматель отказался, Гетманов стал угрожать ему убийством, вынудив подписать, как заявила пресс-служба управления СК по Адыгее, "кабальные условия". Кроме того, во время обыска в доме чиновника якобы нашли патроны.
21 сентября Майкопский городской суд признал Гетманова виновным: экс-мэру грозило до шести лет лишения свободы, суд приговорил его к двум с половиной годам условно. Но и мягкий приговор отрицающего вину чиновника не устроил, он подал апелляционную жалобу в Верховный суд Адыгеи. Параллельно апелляционное представление было направлено прокуратурой. В итоге приговор был отменен, дело направлено на рассмотрение в новом составе суда в городской суд.
Громкое дело Гетманова оказалось одним из значимых политических событий в республике. Параллельно, как и по всей стране, здесь прошли выборы. И если агитационная кампания оказалась малозаметной – на интерактивную карту движения "Голос" (признано в РФ "иноагентом", не согласно с этим статусом) из республики за эти выборы попало всего семь сообщений о нарушениях, – то во время самого трехдневного голосования официально зафиксирован вброс бюллетеней на участке №158 в здании гимназии Майкопа. По данному факту Следственным комитетом возбуждено уголовное дело.
Битвы муфтиятов
На официальном сайте Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края в сентябре появилось резонансное открытое обращение Координационного центра мусульман Северного Кавказа с жесткой критикой экспансии Духовного управления мусульман (ДУМ) России в южных регионах.
"К большому сожалению, данная работа направлена не на укрепление единства мусульман, а на дестабилизацию ситуации, открывая новые религиозные общества-пустышки без серьезной поддержки со стороны мусульманской общины, создавая конфликтную ситуацию", – говорилось в документе.
ДУМ России публично ответил, что деятельность по регистрации новых общин востребована со стороны верующих и проводится в строгом соответствии с законодательством.
"Всплеск недовольства со стороны участников конференции в Адыгее имеет весьма отдаленное отношение к реальной общинной жизни и религиозной деятельности. Поводом к конфликту указаны не конкретные факты, ошибки, недочеты, а абстрактно обозначенная "деятельность". А ведь этой деятельности в субъекте федерации уже без малого 27 лет", – говорится в комментарии ДУМ.
В организации подчеркнули, что управление мусульман Адыгеи и Краснодарского края изначально действовало преимущественно в самой Адыгее, в то время как общины ДУМ России зарегистрированы в Краснодарском крае – Анапе, Сочи и Краснодаре. После обмена взаимными обвинениями конфликт открытого развития не получил.
Достаточно активно для небольшой республики силовики привлекали верующих за "незаконное миссионерство". В частности, Майкопский городской суд признал законным штраф волонтеру благотворительного фонда "Путь" Гамзату Магомедову, распространявшему газету "Ас-Салам", в июне протоколы о миссионерстве были составлены на четырех религиозных деятелей, в том числе на пастора "Содружества деловых людей христиан" Константина Лоскутова и епископа Российской церкви христиан веры евангельской пятидесятников (РЦХВЕ), пресвитера Кубанского отделения Федора Андроновича.
Республика – "середнячок"
"Год в Адыгее выдался "нестандартным". Действительно, дела с арестом чиновников уровня Гетманова – редкость для спокойной и довольно предсказуемой республики. Это не могло не сказаться на позициях [главы Адыгеи] Мурата Кумпилова, но не думаю, что критично", – отметил в беседе с Кавказ.Реалии политолог и автор политического телеграм-канала Андрей Гусий.
Говоря о думских выборах в республике, собеседник назвал их предсказуемыми. По его словам, с подачи администрации был допущен вариант, когда на праймериз "Единой России" по одномандатному округу вообще не выдвигались кандидаты.
"Если посмотреть на итоги выборов, становится понятно почему. Достаточно сильный показатель, когда партия и Москва делают исключение еще на уровне предварительного голосования", – говорит Гусий.
Речь идет о члене фракции "Единая Россия" Владиславе Резнике, формально победившем как самовыдвиженец. Он оказался одним из трех одномандатников, прошедших в Госдуму от непарламентских партий.
"В целом Мурат Кумпилов стабилен – как и республика, которая хоть и находится в ЮФО, но традиционно ассоциируется с СКФО. Лишнее тому подтверждение – подписание соглашения о празднования 100-летия Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи. Адыгея продолжает свое развитие как национальная республика, пусть не ставя рекорды, но и не отставая на фоне соседей, несмотря на ограниченность ресурсов", – подытожил политолог.
Достаточно высокий уровень жизни в республике (по сравнению с другими регионами Северного Кавказа) Адыгее обеспечивает соседство с Краснодарским краем – большая часть жителей республики ездит туда на работу, а уже несколько поселков Тахтамукайского района фактически стали пригородом Краснодара.
В то же время по большей части социально-экономических показателей Адыгея остается в хвосте рейтингов российских регионов. Например, по закредитованности населения республика заняла 76-е место из 85 (чтобы вернуть кредиты банкам среднестатистический житель республики должен отдать 78% годового дохода), а у каждого пятого жителя республики зарплата меньше 15 тысяч рублей (это 70-е место в стране, в среднем по России малоимущих работников 10%). В то же время в рейтинге качества жизни от Агентства стратегических инициатив у Адыгее 19-е место в стране. Правда, если верить результатам этого исследования, еще выше качество жизни в Чечне (14-е место) и в аннексированном Севастополе (9-е место).