Судебные процессы, связанные с масштабной деятельностью криминальной группы под руководством Аслана Гагиева продолжаются спустя восемь лет со времени ее раскрытия. На счету группы десятки убийств, в том числе громкие убийства двух мэров Владикавказа в 2008 г. и ряда высокопоставленных правоохранителей Северной Осетии.
По сведениям «Коммерсанта», Мосгорсуд получил апелляции двух фигурантов дела «банды Гагиева» - Евгения Яшкина, бывшего подполковника спецотряда быстрого реагирования «Булат» ГУ МВД России по Московской области и бывшего заместителя руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Северной Осетии Аркадия Габалова.
Общее количество жертв криминальной группы оценивается в более чем 100 человек.
Оба обвиняемых остались недовольными решениями суда. Защита Яшкина просит суд направить их подзащитного на принудительное психиатрическое лечение, а Габалов просит снизить назначенное наказание в 6.5 лет в колонии строгого режима. Аркадий Габалов признался в том, что за $100 тыс. купил у начальника 4-й оперативно-разыскной части управления уголовного розыска ГУ МВД России по Московской области Вадима Шавлохова материалы, связанные с расследованием деятельности группы Гагиева в Подмосковье. Яшкин, в свою очередь, якобы использовался в качестве водителя машин, в которых ездили исполнители покушений и убийств, а также перевозились похищенные люди или их трупы. Всего он принял участие в убийствах 25 человек, а общее количество жертв криминальной группы оценивается в более чем 100 человек.
В 2008 году Северная Осетия была потрясена рядом убийств и покушений на высокопоставленных чиновников. В январе было совершено покушение на руководителя администрации главы республики Сергея Такоева, в котором чиновник сумел выжить. В марте неизвестные устроили засаду и расстреляли из автоматов автомобиль начальника отдела по борьбе с организованной преступностью МВД региона Марка Мецаева в центре Владикавказа. В октябре был расстрелян руководитель отдела уголовного розыска МВД республики Виталий Чельдиев вместе со своим 20-летним сыном Зауром. В ноябре снайпером у ворот собственного дома был убит мэр Владикавказа Виталий Караев. В декабре был расстрелян вице-премьер и бывший мэр Владикавказа Казбек Пагиев. Складывалось впечатление, что правоохранительные органы республики не могут защитить даже самих себя. Вскоре стало проясняться почему бандитам возможно было так легко скрываться от правоохранительных органов.
Отличительной особенностью дела «банды Гагиева» являлось широкое представительство правоохранительных органов в ее составе.
Отличительной особенностью дела «банды Гагиева» являлось широкое представительство правоохранительных органов в ее составе. К примеру, один из ее членов Мурат Габеев работал помощником прокурора Пригородного района Северной Осетии. Роман Каллагов, бывший сотрудник УБОПа по Северной Осетии, и Гиви Слонов, бывший работник милиции, также являлись членами группы. Олег Гагиев (однофамилец, не родственник Аслана Гагиева) считавшийся главным киллером преступной организации, был сотрудником контрразведки самопровозглашенной Южной Осетии, что скорее всего означает, что он также был работником ФСБ России.
Роль ФСБ в «банде Гагиева» чрезвычайно занимательна. Согласно источникам «Московского Комсомольца», глава криминальной группы Гагиев создал некую параллельную реальность, в которой существовали члены группы. Киллеры и убийцы, по словам источника газеты, наивно верили в то, что являются секретными сотрудниками ФСБ и выполняют особые задания на благо родины. Дело доходит до того, что что даже суд не может убедить их сейчас в обратном и обвиняемые члены банды продолжают утверждать, что они выполняли особые задания российского государства.
В связи с этим остается непонятным, как могло столько людей (количество членов криминальной группы оценивается в более чем 70 членов) на протяжении такого длительного срока (группа действовала как минимум с 2004 года) верить в ложную аффилированность с российскими спецслужбами. Неясно и другое: насколько часто и успешно члены группы Гагиева использовали лейбл ФСБ для достижения своих целей (например, для сокрытия своих преступлений).
Группа Гагиева создала видимость своей легитимности в ходе борьбы с похищениями людей в Северной Осетии, серьезной проблемой в республике в 1990-е и начале 2000-х годов. Помимо освобождения захваченных граждан, подручные Гагиева убивали самих похитителей. Судя по всему, правоохранители республики не возражали против такой практики. Встает вопрос: каковы были отношения между группой Гагиева и официальными властями.
Загадки дела «банды Гагиева» на этом не исчерпываются. Помимо убийств высокопоставленных чиновников в Северной Осетии, ее члены занимались убийствами и грабежом крупных предпринимателей в Москве. По словам следователей, в 2004-2006 гг. преступники убили владельца банка «Национальный капитал» Дмитрия Плытника, семью предпринимателя Александра Слесарева, председателя правления банка «Кутузовский» Олега Новосельского, финансового директора клуба «Высотка» Филиппа Дегтярева.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель жаловалась в Кремле на действия российских преступников в отношении немецких верфей.
Согласно источникам «Московского Комсомольца», Аслан Гагиев являлся собственником многих предприятий и объектов недвижимости (включая даже какие-то немецкие верфи). Более того, согласно неофициальной информации газеты, канцлер ФРГ Ангела Меркель якобы жаловалась в Кремле на действия российских преступников в отношении немецких верфей. При этом якобы руководители РФ «заметили, что тут чистая экономика, а не политика, и вмешиваться они не должны». Необычно мягкий ответ российских властей на жалобы канцлера Германии, если таковые действительно имели место, возможно был связан с поддержкой группы Гагиева на довольно высоком уровне в России.
Уже после раскрытия деятельности преступной группы, ареста и объявления ее членов в розыск в 2009 г. ей приписали убийство предпринимателя Андрея Бурлакова в Москве в 2011 г. Кроме того, по сведениям следователей, группа Гагиева наняла Аркадия Габалова в 2013, после того как тот уволился из Следственного Комитета РФ. Эта группа, судя по всему, продолжала активную деятельность даже после того, как оказалась под серьезным прессом правоохранительных органов РФ.
Ситуации с самим главой криминальной группы Асланом Гагиевым тоже довольно запутанная. В 2015 он был задержан в Австрии по запросу российских правоохранительных органов, но, по сообщениям российских СМИ, попросил политического убежища и до сих пор продолжает находиться вне досягаемости российской судебной системы. Тем не менее, Гагиев все еще находится в базе данных Интерпола. Вызывает вопросы и то, что до сих пор нет определенных сведений о клиентах группы Гагиева. Если убийства банкиров можно объяснить коммерческими интересами группы киллеров, то непонятно, каковы мотивы покушений на официальных лиц Северной Осетии и кто был их заказчиком.