Призывники Северной Осетии остаются не самыми желанными гостями в военных частях других регионов России. Это связано с многочисленными инцидентами, в которых они принимают участие.
Как отмечает военный комиссар РСО-А Андрей Попов, несмотря на то, что количество призывников из Северной Осетии равно их количеству из всех остальных регионов Северо-Кавказского федерального округа, за исключением Ставропольского края, некоторые военные части просят не присылать к ним уроженцев республики.
Однако ситуация вовсе не так плоха, как кажется на первый взгляд: за весенний призыв в адрес североосетинского военкомата поступило 130 благодарностей за отличную подготовку солдат срочной службы.
Председатель республиканского комитета солдатских матерей Лора Гогаева считает, что к срочникам из Северной Осетии относятся предвзято.
- Наших ребят прессуют в частях на национальной почве, на них заводят уголовные дела, после чего патриотизм у них полностью исчезает, - считает Гогаева. – Они не хотят возвращаться, имея за спиной судимость. Поэтому многие из них уклоняются от службы в армии.
Попадаются и такие, которые не подчиняются приказам и угрожают председателю комитета, когда та делает им оправданные замечания.
По словам Гогаевой, большинство осетинских призывников "очень собранные и смекалистые". Однако попадаются и такие, которые не подчиняются приказам и угрожают председателю комитета, когда та делает им оправданные замечания.
- Недавно мне звонили из части, расположенной в Нижегородской области, - рассказывает Гогаева. – Жаловались, что наш призывник отказывается убирать в туалете. Я стала ему объяснять, что это - его обязанность, а не произвол командования, а он мне ответил: "Я приеду, я тебе устрою".
При всем при этом в число призывников в Северной Осетии сейчас можно попасть только в порядке очереди. Так, в 2016 году в республике на службу весной и осенью было призвано 12 743 человека, однако из них военкомат смог отправить на службу только 2000. 3162 парня имели законные отсрочки.
А вот 5498 молодых людей решили по старинке откосить от армии. Сейчас они находятся в розыске.
По мнению Гогаевой, для повышения престижа службы в армии, необходимо направлять срочников из Северной Осетии в элитные подразделения. В прошлом же году в такие было отправлено только восемь призывников.
"У нас низкий уровень патриотического воспитания, в школах нет должностей военруков, отсутствует начальная военная подготовка".
Попов отмечает, что допризывная подготовка в Осетии очень слабая: "У нас низкий уровень патриотического воспитания, в школах нет должностей военруков, отсутствует начальная военная подготовка. Центр патриотического воспитания работает хорошо, но требует создания филиалов".
С Поповым не согласен председатель Комитета РСО-А по делам молодежи Борис Цаликов: "Дух патриотизма на Северном Кавказе в целом гораздо выше, чем по стране. Это говорил во время своего визита еще бывший полпред Хлопонин. Я с этим тоже абсолютно согласен, так как общаюсь с молодежью ежедневно".
Немного призывников из Осетии выбирает и альтернативную гражданскую службу. Из 2000 в прошлом году на нее были направлены только 10 человек. Сейчас они работают в психиатрической больнице и в доме инвалидов. Однако, по мнению консультанта по вопросам здравоохранения Парламента РСО-A Таймураза Демурова, республика нуждается в альтернативщиках гораздо сильнее.
"У нас очень не хватает санитаров, - говорит Демуров. - Если бы на альтернативную службу призывалось больше людей, то мы бы могли покрыть их нехватку во всех больницах и в скорой помощи. Собственными силами мы это сделать пока не в состоянии".
Зато в Осетии нет недостатка в контрактниках. Всего в прошлом году отправились служить по контракту 140 человек.
"Они направлены для прохождения службы в войсках связи, военно-космических войсках, ракетных и других, - рассказывает Андрей Попов. – В "горячих точках" контрактники из Северной Осетии не служат.
В основном они проходят службу в Чеченской республике, Ростовской области и в Республике Крым.