Близкие завербованных на войну в Украине заключенных и так называемые "добровольцы" заявляют о невыплатах обещанных им денег. Подобные случаи отмечаются в Чечне, Краснодарском крае, Ростовской области, Северной Осетии и других регионах юга России и Северного Кавказа. В некоторых случаях участники войны или их родственники добиваются выплат через суд или обратив внимание местных властей, однако это не всегда приносит результат.
Рецидивисты на фронте
В начале января 2023 года стало известно, что на войне убили родных братьев из станицы Новомышастовской Краснодарского края – Никиту и Александра Арыченковых. Они отбывали наказание в колониях за разбой, но были завербованы в "ЧВК Вагнера".
Свой первый срок за серию краж и грабеж Арыченковы получили еще семь лет назад. В 2019 году они вышли на свободу и сразу же совершили новое преступление – напали на водительницу такси и ограбили ее. За это Никиту приговорили к семи годам колонии особого режима, а Александра – к 6,5 годам строгого.
Получив новый срок, братья так и не рассчитались с долгами
Перед тем, как попасть в колонию, братья не успели рассчитаться с долгами. По данным Федеральной службы судебных приставов, Никита Арыченков еще с 2018 года не выплатил 26 тысяч рублей по кредиту. Приставы дважды пытались взыскать долг, но суд закрывал делопроизводство по одной и той же причине: у Арыченкова отсутствовало имущество, которым можно было бы рассчитаться с кредиторами. Кроме того, они оставались должны почти 150 тысяч рублей компенсации полицейскому, которого они ограбили в 2015 году.
Редакция Кавказ.Реалии установила, что один из Арыченковых – Никита – отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима №2 в Энгельсе Саратовской области, откуда, по данным защищающей права заключенных организации Gulagu.Net, отправляли на войну.
"Пошли по желанию, не из-за денег"
Перед отправкой на фронт Никита Арыченков написал на своей странице в социальной сети"ВКонтакте", что они едут "на помощь братьям-славянам". После известия о гибели братьев этот пост собрал десятки комментариев. Там же близкая их семьи Елена Келина сообщила, что родные Арыченковых не получили никаких компенсаций, хотя глава "ЧВК Вагнера" Евгений Пригожин ранее заявлял, что за смерть на фронте родственникам заключенного выплатят пять миллионов рублей, а его самого удостоят звания Героя России.
Келина отказалась общаться с корреспондентом сайта Кавказ.Реалии по телефону, но заявила, что братья Арыченковы "пошли [на войну] по собственному желанию, а не из-за денег" и "за пару лет можно заработать больше".
Родственники Арыченковых не ответили на вопросы корреспондента сайта Кавказ.Реалии в социальных сетях.
По данным неправительственной организации, помогающей осужденным, "Русь сидящая", к началу января в России завербовали более 40 тысяч заключенных. Как рассказала сайту Кавказ.Реалии ее руководитель Ольга Романова, многих из них с выплатами обманывают частично, занижая обещанные суммы, кому-то не выплачивают ничего. Тем не менее, по ее словам, в некоторых случаях родные действительно получают пять миллионов.
"С фронта на войну с бюрократией"
Крупными выплатами агитировал ехать на войну не только Евгений Пригожин, но и глава Чечни Рамзан Кадыров. В апреле он призывал регионы к "самомобилизации" и обещал дополнительные 300 тысяч рублей так называемым "добровольцам".
Служащие батальона "Ахмат" с октября не получают "боевые" и "суточные"
Во время прямого эфира с Кадыровым на ЧГТРК "Грозный" местные жители задали в чат трансляции не меньше десятка вопросов о проблемах с выплатами "добровольцам": они утверждали, что служащие батальона "Ахмат" с октября не получают "боевые" и "суточные", положенные за участие в активных боевых действиях и нахождение на линии фронта. Эти сообщения глава республики проигнорировал.
Корреспондент сайта Кавказ.Реалии связался с одним из "добровольцев" "Ахмата", который отправлял вопрос Кадырову. Он рассказал о проблемах с выплатами на условиях анонимности. По его словам, военнослужащие не получают "боевые" и "суточные" уже четыре месяца.
Собеседник редакции Кавказ.Реалии утверждает, что "добровольцам" обещали восемь тысяч рублей в сутки, однако в итоге платили только зарплату, положенную по воинским должностям, что примерно вдвое ниже обещанных сумм. По подсчетам одного из "добровольцев", за несколько месяцев войны ему выплатили 580 тысяч рублей, а остались должны почти столько же – 400–600 тысяч.
"У нас есть чат в телеграме, посвященный проблеме с выплатами. Там сейчас около 300 человек. Но ситуация куда масштабнее: из моих товарищей еще никто не получил заработанные деньги. Складывается впечатление, что, вернувшись с фронта, мы попадаем на такую же войну, только бюрократическую", – рассказывает кадыровец.
Об отсутствии выплат также сообщали военнослужащие и из других регионов страны.
Подполковник требует 250 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда
Ростовский подполковник Олег Филиппов требует через суд выплатить ему надбавки "за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время", которые он выполнял с начала февраля, когда шла подготовка к вторжению российской армии в Украину. Подполковник также добивается выплаты за работу уже во время войны и требует взыскать с командующего Южным военным округом и начальника штаба материально-технического обеспечения 250 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
Контрактник из Волгограда Сергей Визгалов только через суд добился получения статуса "ветерана боевых действий" за участие в российском вторжении.
В ноябре жена одного из военнослужащих чувашского батальона "Атал" заявила, что всей роте не выплачивают "боевые", но в областном Минтруда это отрицали. Похожая ситуация была и в Смоленской области – средства одному из бойцов выплатили только после вмешательства провластного СМИ.
***
Заманивать добровольцев на фронт обещанием крупных выплат на юге России и Северном Кавказе активно начали в конце лета. В Краснодарском крае подписавшим контракт обещали выплачивать два миллиона рублей в месяц, еще по 100 тысяч – за подбитую технику, не менее двух миллионов за ранение и семь за гибель.
Опрошенные Кавказ.Реалии эксперты из правозащитных организаций "Мемориал", "Гражданин и армия" и "Комитет солдатских матерей" тогда сошлись во мнении, что выплаты в два миллиона рублей нереальны, тем более что обещанные деньги не могут получить ветераны войны в Афганистане и задействованные в так называемой контртеррористической операции на Северном Кавказе. В разных регионах страны до сих пор продолжаются десятки судебных тяжб по их жалобам.
Смерть Арыченковых стала уже вторым случаем в Краснодарском крае, когда в ходе войны в Украине погибли два брата. В марте 2022 года похоронили Василия и Александра Муреньких, которых убили в первый день полномасштабного военного вторжения 24 февраля.
"ЧВК Вагнера" – российское неофициальное военное подразделение, бойцы которого принимали или принимают участие в боевых действиях в Сирии, Африке и Украине. Создатель "ЧВК Вагнера" – предприниматель Евгений Пригожин, известный дружбой с президентом Владимиром Путиным и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Законодательством России деятельность частных военных компаний запрещена.
Форум