Власти Чечни ввели новые ограничения на фоне роста заболеваемости и смертей от коронавируса. С 12 июля водители могут попасть в Грозный только со справкой о вакцинации, а пассажиры общественного транспорта должны соблюдать масочный режим. В конце июня было ограничено и передвижение между районами республики.
На въезде в город и в райцентры патрульные проверяют наличие справок у всех водителей, из-за чего каждое утро образуются длинные автомобильные пробки. В соцсетях и в мессенджерах жители региона рассылают фотографии и видеозаписи стоящих в очереди на проверку автомобилей, но ГИБДД по Чечне эту информацию отрицает.
"Никаких пробок нет, никаких справок никто ни у кого не спрашивает", – сообщили корреспонденту Кавказ.Реалии в приемной ведомства.
27 июня чеченский оппозиционный телеграм-канал 1ADAT писал, что у водителей, разъезжающих без справки о вакцинации, отбирают автомобили. Однако сообщений о массовых конфискациях машин после этого из республики не поступало.
3 июля в мессенджерах распространялось аудиосообщение, в котором женщина с голосом, похожим на голос главы управления Роспотребнадзора по ЧР Риты Термулаевой, сообщает, что водители обязаны либо иметь при себе справку о вакцинации, либо быть в маске за рулем. В противном случае, как утверждается в сообщении, водителей будут штрафовать. В своём обращении автор на чеченском языке просит глав администраций довести эту информацию до людей.
Тотальный карантин
В начале пандемии Чечня стала первым регионом России, где были введены жёсткие ограничения на передвижение. 5 апреля прошлого года глава республики Рамзан Кадыров поручил закрыть границы региона для всех видов транспорта, включая самолёты и поезда. Ограничение не коснулось лишь транзитного транспорта.
Решение Кадырова вызвало вопросы на федеральном уровне. Премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства заявил, что регионы России не могут закрывать свои границы, и потребовал от региональных властей не превышать свои полномочия.
Кадыров готов "пожертвовать собой и нарушить любые законы" для того, чтобы "жили люди"
В выступлении премьер-министра не назывались конкретные имена или регионы, но глава Чечни всё же отреагировал на его слова. В своём телеграме Кадыров написал, что федеральный центр затягивает с предоставлением права регионам самим вводить противоковидные меры. Глава республики также заявил, что готов "пожертвовать собой и нарушить любые законы" для того, чтобы "жили люди".
Чечня была закрыта после первого официального случая смерти от ковида. Это произошло несмотря на то, что с 24 марта прошлого года в регионе действовали жёсткие карантинные меры: водители могли проехать по республике лишь с удостоверением с работы, а жителям было запрещено выходить на улицы без острой надобности. С начала апреля также был введен комендантский час с 20:00 по 8:00. По вечерам силовики проводили рейды, выявляя жителей, "бесцельно" находящихся на улице.
Введение ограничений для непривитых жителей началось в Чечне после резких высказываний Рамзана Кадырова 26 мая. Тогда он негативно отозвался о ковид-диссидентах и потребовал оказывать им медицинскую помощь в последнюю очередь, чтобы они "почувствовали, насколько страшна нехватка кислорода".
Руководство Чечни не устроило, что по темпам вакцинации республика, как и большинство регионов Северного Кавказа, находится в конце рейтинга. Всего за два месяца Чечня наряду с Московским регионом вошла в топ-3 по росту темпов иммунизации граждан от ковида. По официальной статистике, в Чечне привито уже больше 450 тысяч человек – это около 30% от запланированного числа жителей.
Созданные после критики Кадырова условия фактически вынудили жителей региона проходить вакцинацию, хотя официально она и не является обязательной. Как писали Кавказ.Реалии, значительная часть людей в Чечне делает прививку не по собственной инициативе, а из-за страха потерять работу.
"Вакцинация – дело добровольное"
Юрист северо-кавказского отделения "Комитета против пыток" Магомед Аламов называет принятые в республике меры противозаконными.
"Вакцинация – это дело сугубо добровольное, поэтому любые ограничения, которые вводятся из-за отсутствия прививки, конечно, незаконны. С экранов телевизоров все должностные лица, чиновники говорят о том, что нельзя принуждать людей к вакцинации, но сегодня мы наблюдаем то, что имеем. Привиться или нет – личный выбор каждого. Нельзя ущемлять в правах тех, кто отказывается от вакцины", – рассказал юрист в беседе с Кавказ.Реалии.
По словам Аламова, жители республики негативно воспринимают введённые ограничения вследствие многолетнего страха и недоверия к властям. Собеседник называет целый ряд причин, которые за последнее время сформировали напряженные отношения между властью и населением, начиная с унизительных видеопризнаний и публичных извинений и заканчивая избирательным правосудием. Также одной из причин недоверия к вакцинам, по его мнению, может быть "подверженность жителей республики влиянию "сарафанного радио".
Респонденты из числа ковид-диссидентов ранее рассказывали Кавказ.Реалии, в какие из распространенных мифов они верят и каких последствий прививки опасаются. Наиболее частый страх жителей Северного Кавказа – бесплодие, которое якобы может последовать за прививкой. Среди других угроз собеседники называли аутизм, рак, слепоту, импотенцию и даже "испорченные гены" – то есть любые осложнения со здоровьем в будущем.
Президент "Ассамблеи народов Кавказа", общественный активист Руслан Кутаев напрямую связывает негативную реакцию чеченцев на вводимые ограничения с недоверием к власти. При этом ограничения на передвижение по республике он называет обоснованными при условии, что вакцина "действительно спасает".
"Если сегодня они проводят вакцинацию жителей Чечни с целью их спасения от вируса, я считаю, что эти меры оправданны. В то же время много информации о том, что вакцина не работает, более того, приносит вред. Да и в Европу с российской вакциной не пускают. Поэтому можно предположить, что она не является безопасной для человека", – говорит Кутаев.
Создатели вакцины не выходят на открытый диалог с обществом и не приводят доводы в пользу безопасности препарата
Люди невиновны в том, что противятся различным ограничениям и верят в мифы, считает общественный активист. Ответственность за это он возлагает на российские власти и на создателей самой вакцины, которые "не выходят на открытый диалог с обществом и не приводят доводы в пользу безопасности препарата, чтобы люди могли спокойно вакцинироваться".
Противники прививок, несмотря на все ограничения, не спешат пройти вакцинацию. В Чечне с введением ограничительных мер стала популярна услуга фейковой прививки, когда пациенту вместо препарата вводили обычный физраствор. Власти быстро узнали об этом и оборудовали кабинеты прививок камерами, сообщают местные жители.
"Люди знают, что власть ничего хорошего им не принесёт, знают, что она будет их обирать, обманывать и сажать. Люди так реагируют на ограничения из-за полного недоверия, из-за антинародности этой власти. Я пока ещё не видел ни одного чеченца из числа своих знакомых, который бы проявил инициативу и хотел вакцинироваться. Когда ты всю жизнь видишь одно, а затем власти вдруг хотят тебе помочь, да ещё и бесплатно, то здесь начинаются опасения. Значит, есть какой-то подвох, есть проблема, люди не виноваты, что не доверяют", – говорит Кутаев.
Никакой медпомощи
Мнения жителей Чечни по поводу ограничений разнятся, однако частично в обществе их всё же поддерживают.
"Эти меры в первую очередь вызывают у меня очень неоднозначное отношение к себе. Давно нахожусь в состоянии неопределённости. Скорее всего, это вызвано обилием слухов и конспирологических теорий вокруг всей этой темы. В любом случае, принуждение недопустимо, у человека всегда должен быть выбор. Думаю даже, что по-настоящему добровольная вакцинация привела бы на прививку не меньше людей", – считает 29-летний работник одного из министерств Висхан.
Если предположить, что российская вакцина действительно спасает от заразы, говорит собеседник, то такие меры всецело оправданны, поскольку "даже страны с лучшей демократией сегодня вводят обязательную вакцинацию".
Ограничение на дорогах – не то, о чем сейчас стоило бы переживать, рассказывает 30-летний житель Грозненского района Ахмед. По его словам, в начале месяца ему отказали в обследовании в грозненской поликлинике из-за отсутствия справки о вакцинации.
Если бы болел коронавирусом, то в меня всё равно вкололи бы и вакцину
"У меня был непрекращающийся кашель уже второй месяц. Вообще, это моя вина, что сразу не пошел к врачу, пока не было ограничений. Меня отправили делать прививку, без неё отказались принимать. Вакцину я не сделал, просто через знакомых оформил справку и обследовался. Главное – даже не стали выяснять, чем я болею. Если бы болел коронавирусом, то в меня всё равно вкололи бы и вакцину", – считает собеседник.
По его словам, другие ограничения можно было бы понять, при условии, что вакцина эффективна, но молодого человека "конкретно возмутил" именно отказ в медицинском обследовании.
22-летняя студентка ЧГУ Айна не считает принудительную вакцинацию правильной ни в одном из случаев. Даже если эффективность и безопасность прививки доказана и общеизвестна, то решение все равно остаётся за человеком, уверена она.
"Я думаю, что заставлять делать прививку именно российской вакциной совершенно неправильно и даже вредно. Я не знакома ни с какими данными, что "Спутник" спасает или гарантирует, что человек не заболеет. Если на территории России была бы эффективная и безопасная вакцина, то разумно было бы вводить меры, чтобы люди привились. Но не посредством этих ограничений, которые сейчас везде и всюду, а через грамотную просветительскую деятельность", – резюмировала собеседница.
Несмотря на множественные ограничительные меры, введённые в Чечне, несовершеннолетний сын Дмитрия Пескова приехал в Чечню "отдохнуть от ограничений", как выразился министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев. "Приехали к нам гости дорогие, братья из Москвы. Подальше от ограничительных мер. За адреналином, чтобы отдохнуть, навестить дорогих братьев. Сейчас на горы, на гонки, на стрельбу, на шашлыки… Ахмат – сила, Аллаху акбар!" – говорит на видео Дудаев.
По официальной статистике, 14 июля в Чечне был зафиксирован антирекорд по смертям – 10 летальных случаев от ковида в сутки. Прирост заболеваемости с начала месяца составил 130% (с 46 случаев в сутки до 107). В то же время накануне Кадыров заверил, что Чечня "справилась с острой фазой пандемии". Он подчеркнул, что властям удалось "в достаточно короткие сроки стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку, наладить социальную, экономическую ситуацию и повседневную жизнь жителей республики".