Эту статью можно прочитать и на чеченском языке
В России обсуждают запрет на ношение никаба. Глава президентского совета по правам человека Валерий Фадеев объявил, что вопрос планируют поднять на встречах с региональными властями и "представителями традиционного ислама". Негласный запрет на ношение никаба уже много лет действует в Чечне, а в соседних северокавказских республиках ношение подобной одежды не одобряется и регулярно приводит к конфликтам.
Редакция Кавказ.Реалии вместе с экспертами разбиралась, что изменит запрет на никабы и зачем на нем настаивают федеральные власти.
Мусульманский женский головной убор с прорезью для глаз не в первый раз привлекает внимание властей всех уровней. В разгар пандемии коронавируса в 2020 году муфтий Чечни Салах Межиев и начальник управления МВД Грозного Аслан Ирасханов отчитали семь местных жительниц, которые вместо предписанной маски закрывали лицо никабом. Под камеры гостелеканала ЧГТРК "Грозный" чеченский муфтий объяснял, что никакого отношения к исламу никаб не имеет, поскольку является "традиционным одеянием арабских женщин". Ирасханов же тогда прямо заявил, что никому не позволит "разгуливать" в подобном виде.
В школах Кабардино-Балкарии ученицам несколько лет запрещали появляться на учебе в платках и хиджабах: "неподобающе" одетых учениц попросту не пускали на занятия. Негласный запрет вскрылся после публикации нескольких видео из школ – его зачастую объясняли ссылкой на устав школы. В муфтияте республики после резонанса пообещали "разбираться с каждым конкретным случаем".
На юге России к одежде учащихся предъявляли еще более жесткие требования: под неформальным запретом там оказывались не только никабы, но и традиционные для Северного Кавказа хиджабы. Руководство медицинского колледжа в Новочеркасске Ростовской области в январе прошлого года отчислило пятерых студенток из-за их отказа снять хиджабы. Их восстановили на месте учебы во внесудебном порядке после вмешательства регионального Минобра.
Об аналогичном запрете на хиджабы сообщали и студентки Астраханского медицинского университета. Тогда разобраться в ситуации глава Чечни Рамзан Кадыров поручил председателю парламента республики Магомеду Даудову. Даудов связался с Минздравом России, после чего запрет сняли.
Стратегия по борьбе с исламом?
Идею запрета никабов на федеральном уровне поддержали в духовном управлении мусульман Ставрополья. Муфтий края Мухаммад Рахимов заявил, что носящим никаб девушкам можно объяснить, что "хиджаба достаточно". Он практически дословно повторил прошлые тезисы чеченского муфтия, заявив, что "на Северном Кавказе практики ношения никабов практически не было".
Муфтий Москвы и главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов, напротив, заявил, что запрет на никаб может вызвать у российских мусульман негодование и создать новые очаги напряженности в обществе. Сама попытка запрета религиозной одежды выглядит как явное нарушение Конституции, гарантирующей право на свободное исповедание, добавил он.
Зампредседателя базирующегося в Европе Комитета освобождения Кавказа Шамиль Албаков в беседе с сайтом Кавказ.Реалии назвал инициативу Фадеева продолжением давно идущей атаки на ислам.
Постоянное закручивание гаек порождает радикализм, от запретов люди уходят в крайние религиозные практики
"Российский режим старается полностью запретить все, что связано с исламом. Это касается и хиджаба, и религиозной литературы. Сегодня власти вынужденно ослабили свою позицию, чтобы мобилизовать мусульман на войну в Украину. Но такие вещи, как попытка запретить никаб, показывают их истинное лицо", – уверен собеседник.
Традиционную мусульманскую одежду запрещают и в некоторых странах Европы: например, во Франции ношение хиджабов, никабов и параджи незаконно с 2010 года. В 2014 году соответствие этого запрета конвенции по правам человека подтвердил ЕСПЧ.
Россия же, по словам общественника, декларировала уважение к религиозным ценностям, и сейчас попытка запретить хиджаб обнажает лицемерие этих установок. По словам Албакова, "атака на никаб" идет и в странах центральной Азии – Таджикистане и Узбекистане: "Постоянное закручивание гаек порождает еще больше радикализма и от запретов еще больше людей уходят в крайние религиозные практики. Никаб – это традиционная одежда во многих странах. В исламе его ношение является необязательным, но желательным".
С ним согласен и политолог Руслан Айсин: идею запрета никаба он расценивает как "часть стратегии по борьбе с исламом" и "притеснение конституционных прав мусульман".
"Думаю, следующим шагом будет борьба с хиджабами. В Таджикистане уже приняли закон, запрещающий женщинам появляться в хиджабах в госучреждениях. А Таджикистан и Россия идут вровень по этим вопросам. Путин еще в 2012 году заявлял, что в российском исламе нет хиджаба", – вспоминает собеседник.
Он полагает, что общество должно оспорить этот запрет, чтобы за ним не последовала атака на остальные религиозные свободы как мусульман, так и православных.
Страх на подсознательном уровне
Экспертка по гендерным и религиозным вопросам на Кавказе, пожелавшая остаться анонимной, не согласна с предположением о том, что вслед за никабом в России могут начать преследования за хиджаб.
"Уверена, что последний не запретят, потому что на нем держатся муфтиятские структуры официальные, это их политика. Они даже навязывают навязывают хиджаб, пропагандируют его. Посмотрите, что происходит в Чечне: там почти запрещено ходить в косыночках традиционных или в платках. Надо именно хиджаб", – рассказывает она.
Никабы воспринимаются традиционалистскими структурами как враг и угроза
Даже запрет на никаб не будет повсеместным, считает собеседница. В ряде сел Дагестана – в Гимры, Кироваул, в Цунтинском районе – его не перестанут носить, хотя ходить в никабе в крупных городах в случае официального запрета действительно станет затруднительно, уверен эксперт.
"Никабы воспринимаются традиционалистскими структурами как враг, как угроза. И народ в целом народ боится женщин в никабах, если говорить правду. Когда такая женщина заходит в маршрутку, сразу среди людей напряжение, растерянность. В головах до сих пор картинки из захвата "Норд–Оста", это запомнилось на подсознательном уровне", – напоминает собеседница.
С тем, что никаб в России воспринимают как угрозу, согласен и Руслан Айсин. Сейчас в случае законодательного принятия запрета все будут его поддерживать и вспоминать теракт в "Крокус Сити Холле", уверен он. "Напали террористы, мы не знаем, кто скрывается за никабом, может, это вообще мужчина-преступник", – объясняет он логику выступающих за такой запрет.
"А что я нарушила?"
Редакция Кавказ.Реалии обсудила готовящийся запрет никабов с чеченкой по имени Хеда, уже много лет живущей в Ингушетии. Девять лет назад она глубоко изучила вопросы ислама и решила носить никаб. Новую инициативу собеседница воспринимает как притеснение прав верующих: по ее словам, она скорее будет сочетать хиджаб с медицинской маской, чем ездить по городу с открытым лицом.
"Я в какой-то мере понимаю отношение людей. Я помню, что разрывалась, что не могу снять никаб, ведь мне по религии положено носить его. При этом в Москве, в Осетии, в Ставрополе никаких проблем с этим у меня не было. Мне кажется, в Таджикистане, в этих центральноазиатских странах ввели запрет – и тут решили подхватить.
В Чечне инспектор пистолет на меня направлял из-за никаба и говорил: "Надеюсь, она не взорвется"
В инстаграме на меня нападают разные люди. Когда карантин был, во всем мире всех заставляли закрывать лицо. А сейчас начали говорить, мол, ты же не знаешь, кто под этим никабом. Может, там преступник прячется, специально его одел, может, мужчина в никаб оделся?
Я отвечаю: а много вы видели таких преступлений, чтобы мужчина в никабе его совершил? Да на весь мир трубили бы об этом, если бы такое было. Преступления совершаются каждый день, каждый час, но это же не в никабах люди делают.
В прошлом году мы ездили на Грозненское море и в парк ходили в Гудермесе. Меня в Чечне остановил инспектор, говорит: "Это у тебя на лице сними". Я спросила: "А что я нарушила?" Он ответил: "Ты ничего не нарушила, то, что на лице, сними". Он даже пистолет на меня направлял из-за никаба и говорил: "Надеюсь, она не взорвется".
Из-за никаба, рассказала Хеда, у нее уже сейчас есть проблемы с посещением официальных структур. Так, она не решилась пойти на прием к уполномоченному по правам человека в Чечне, и ее отказались снимать на телевидении после приглашения в студию.
- В Новосибирске участники ультраправой "Русской народной дружины" устроили "рейд против хиджабов", после которого правозащитники обратились в полицию.
- В июле омоновцы провели обыски в мечетях подмосковных Котельников и Дзержинска: они прервали намаз и ходили по коврам в обуви, что считается недопустимым для мусульман. Около 60 человек доставили в отдел полиции, а позже они записали видеообращение к президенту Владимиру Путину с просьбой защитить их от силовиков и принять жесткие меры.
- Причиной для дискриминации мусульман в России иногда становится простое соблюдение исламских норм в одежде и быту, в том числе ношение хиджабов. Религиозные и политические дискуссии в исламской среде порой рассматриваются государством как "подрывная деятельность", указывалось в исследовании правозащитного центра "Мемориал".
Форум