Ссылки для упрощенного доступа

Суд над полицейскими Ингушетии: день одиннадцатый


Магомед Аушев после доставления в больницу из зала суда в Ингушетии в 2014 году (скриншот)
Магомед Аушев после доставления в больницу из зала суда в Ингушетии в 2014 году (скриншот)

Родные потерпевших заявляют об угрозах от силовиков на фоне "забывчивости" свидетелей из числа сотрудников Центра "Э"

Брат потерпевшего по делу ингушского Центра "Э" Магомеда Аушева, Мурад рассказал на суде, что во время допроса ему угрожали подбросить запрещенные предметы. Силовики требовали, чтобы Аушевы выдали позолоченный автомат, из которого потерпевший якобы стрелял на свадьбе. Мать Аушева заявила о том, что силовики четырежды приезжали к ним в дом и угрожали расправиться с ее сыновьями, если Магомед опознает пытавших его сотрудников.

Судебный процесс над силовиками, проходящий в Нальчикском гарнизонном военном суде, обрастает новыми подробностями жестокости, с которой столкнулись жертвы российской правоохранительной системы.

Свидетельства жертв пыток и их родственников звучат на фоне круговой поруки со стороны силовиков, несмотря на угрозу возбуждения дел за дачу ложных показаний. Свидетели из МВД Ингушетии один за другим отказываются от сведений, сообщенных ранее следствию.

Устойчивое безразличие

5 июня суд допросил начальника отдела дознания ОМВД по Назрановскому району Абу Ужахова и дознавателя отдела дознания этого же отдела Магомедбашира Котиева.

Оба свидетеля подтвердили обстоятельства задержания Магомеда Аушева, его явку с повинной, а также сообщили суду, что на свадьбе стреляли из автомата, розыском которого они занимались.

Оба свидетеля сообщили, что приказ о передаче Аушева сотрудникам ЦПЭ поступил от руководства, в устной форме. При этом Ужахов утверждал, что не видел подозреваемого после его возвращения из ЦПЭ в ИВС, а Котиев заявил, что видимых следов повреждений на нем не было. Имена сотрудников, применявших к Аушеву пытки, Котиеву не были известны.

Из Центра "Э" обратно в ИВС Назрановского ОМВД Аушева доставляли сотрудники полка ППС МВД по Ингушетии Микаил Яндиев, Анзор Таркоев и Ахмед Часыгов.

Они рассказали, что указание на это было выдано 20 декабря 2014 года оперативным дежурным, что ими и было сделано. При этом, свидетели утверждают, что следов избиения на Аушеве они не увидели, жалоб с его стороны не было.

Так выглядели ноги Магомеда Аушева после его доставления в больницу из зала суда в Ингушетии в 2014 году
Так выглядели ноги Магомеда Аушева после его доставления в больницу из зала суда в Ингушетии в 2014 году

В ИВС Аушева, доставленного из ЦПЭ принимал сотрудник изолятора Магомед-Амир Барахоев, который сообщил суду, что Магомед Аушев был доставлен в дежурную часть 20 декабря 2014 года.

Со слов свидетеля, после визуального осмотра Аушева и заданных вопросов жалоб на здоровье от доставленного не поступило. Барахоев обнаружил на ногах Аушева "царапины", о происхождении которых спросил задержанного. Тот якобы сообщил оперативному дежурному, что они получены на тренировках по боям без правил.

После составления акта об имеющихся при доставлении в отдел телесных повреждениях на теле Аушева, он был отправлен в камеру, где находились другие задержанные.

Обвиняемый Безносюк задал свидетелю вопрос, могли ли какие-либо повреждения быть получены задержанным в камере, заявив, что ранее в ИВС были случаи суицидов. Свидетель ответил, что в ИВС было два случая с попытками суицида, однако сообщил, что камеры находятся под постоянным контролем дежурных.

Жизнь в обмен на золотой автомат

Брат Магомеда Аушева, Мурад, допрошенный судом, рассказал, что днем 20 декабря 2014 года он приехал к отделу полиции вместе с родственниками. Туда же приехал Магомед с адвокатами. Он явился с явкой с повинной.

С его слов, они вошли в здание, все кроме самого Мурада. Спустя восемь часов оттуда вышла адвокат Тома Цечоева и сообщила ему, что Магомед задержан и его отвезут в ИВС. Его родственники Ахмед Аушев и другой, по фамилии Мусаев находились в отделе около десяти часов, после чего сообщили, что Магомеда увезли в изолятор. Он вернулся домой за одеждой для Магомеда и в 1.30 ночи следующего дня ему поступил звонок от неизвестного человека, представившегося дознавателем Котиевым, который вызвал его в полицию.

Аушев сообщил, что после приезда в отдел полиции его встретил сотрудник Котиев, провел в один из служебных кабинетов на третьем этаже здания, куда впоследствии вошли двое сотрудников, одним из которых был Тимур Хамхоев. Последний сразу же начал разговор с криков и угроз и потребовал выдать позолоченный автомат угрожая в противном случае подбросом Мураду Аушеву запрещенных предметов и арестом.

Аушев сообщил, что угрозы продолжались более получаса, после чего Хамхоев вышел из кабинета, заявив, что ему больше не о чем с ним разговаривать.

Еще через день Мурад прибыл в здание Назрановского суда на процедуру избрания меры пресечения Магомеду, где увидел его перемещающимся по коридору похрамывая, на лице его он увидел следы побоев.

Со слов свидетеля, в зале суда Магомед потерял сознание, вызванная машина "скорой помощи" доставила его в больницу, где он смог снять на видео следы избиений и пыток на теле Магомеда, после чего родственники обратились в правозащитные организации.

Предложение взятки и угрозы расправой

Суд допросил и мать Магомеда Аушева, Мовлотхан Аушеву, которая заявила, что силовики требовали от ее сына признания в стрельбе из автомата. Сын рассказал ей, что из здания полиции его увезли, надев на голову черный пакет. Он сообщил ей о пытках.

"Его привезли в здание ЦПЭ, где избивали и пытали током", - заявила в суде мать потерпевшего.

Она увидела сына в спецпалате больницы в Назрани "в плохом состоянии, с трудом передвигающимся на коляске". "На лице в области лба, в области глаз, а также в области затылка у Магомеда были кровоподтеки, синяки и ссадины", - сказала свидетельница.

По ее словам, Магомед опознал пятерых сотрудников. Четырежды, заявила она, к ним в дом приезжали неизвестные ей силовики, которые требовали не опознавать и не свидетельствовать в отношении тех сотрудников, которые его пытали. Они также предлагали денежное вознаграждение в том случае, если Аушев не станет опознавать некоторых сотрудников.

Следующее заседание суда началось сегодня в 10.30.

XS
SM
MD
LG