Священные реликвии ислама широко почитаются на Северном Кавказе – выставки таких предметов на Рамадан собирают тысячи паломников в Дагестане и Чечне. К святыням в республиках подходят по-разному: глава Чечни Рамзан Кадыров регулярно использует их для укрепления собственного имиджа "защитника мусульманской уммы". Феномен коллекционирования реликвий пророка Мухаммада в Чечне и их политическую роль для Кадырова изучила редакция Кавказ.Реалии.
Сбором и выставкой священных для ислама реликвий активно занимается дагестанский муфтият. Такого рода мероприятия в различных районах республики проводятся круглый год. Дагестанская коллекция включает меч и чашу для масла пророка Мухаммада, кувшин жены пророка Аиши, кувшин и ручная мельница дочери – эти и другие предметы собраны из мировых центров ислама, включая Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.
Связанные с пророком реликвии имеются и в соседней Чечне, однако здесь власть полностью контролирует святыни и сама распоряжается, когда, кому и что предоставить для массового поклонения: чаще всего для этого отводятся определенные дни в году – в день рождения пророка или в крайние дни месяца Рамадан. Всякий раз демонстрацию святынь публике в Чечне связывают с фигурой Рамзана Кадырова.
В сентябре 2011 года из Великобритании в Грозный неожиданно прибыли связанные с пророком реликвии – чаша, из которой Мухаммад якобы пил, и два ковра с его могилы. Эти предметы быстро стали объектом почитания: "чудодейственную" воду из чаши раздавали пациентам геронтологического центра в Грозном, сотрудникам медицинских учреждений и государственных организаций. Ковер же был постелен на могилу отца главы республики Ахмата Кадырова – это привело к тому, что захоронение первого пророссийского президента Чечни стало местом паломничества.
В июле 2012 года в Грозный спецрейсом из Эмиратов прибыл самолет с 16 реликвиями, которые связывали с жизнью пророка Мухаммада, – ранее они хранились в семье шейха ОАЭ Ахмада бин Мухаммада Аль-Хазраджи. Святыни встречало все руководство республики во главе с Рамзаном Кадыровым: четыре дня общественный транспорт в Грозном работал круглосуточно, а льготников возили бесплатно даже на такси. Паломничество к святыне транслировалось по республиканскому телевидению, а сам шейх Аль-Хазраджи во всеуслышание объявил выставку реликвий в Грозном "знаком признания заслуг Ахмата-Хаджи и Рамзана Кадыровых перед исламом и мусульманской уммой".
Через месяц, в августе 2012 года, в Эмиратах эта же семья нарекла Кадырова главным хранителем священных реликвий пророка. Спустя полгода в столицу Чечни прибыла новая партия реликвий – на этот раз, как утверждалось, принадлежавших пророку, его дочери Фатиме и его сподвижникам. Специально для них в Грозном был создан филиал по хранению реликвий, ставший своего рода первым в мире.
В январе 2014 года прошла очередная выставка, приуроченная ко дню рождения пророка Мухаммада, – все "благодаря нашему главе Рамзану Ахматовичу Кадырову", объяснил тогда верующим Бай-Али Тесиев, бывший муфтий Ичкерии, ставший богословом при действующем главе республики. Осенью того же года в Чечню прибыли "две чаши и волос пророка Мухаммада" из Узбекистана. Владетель этих реликвий Абдулхафиз Хан Тура подарил Кадырову один из двух волос "как символ братства чеченского и узбекского народов".
Сам Кадыров позволял себе дарить части реликвий. В октябре 2015 года он передал на хранение волос пророка Мухаммада в дар Московской соборной мечети в лице председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина.
"По определению противоречит исламу"
В исламе нет разногласий насчет того, что в бытность пророка его вещи считались баракатными (чудодейственными. – Прим. ред.), но после смерти Мухаммада каждый из правителей пытался унести с собой в могилу его частицу, поэтому к сегодняшнему дню в мире нет ни одной вещи, которую можно было с уверенностью отнести именно к пророку, отмечает в беседе с редакцией выпускник института в Медине Сайхан Музаев.
Кадыров считает себя не только политическим лидером, но и лидером национально-религиозной общины Чечни и в целом мусульманской уммы. Он выступает за традиционную форму "чеченского ислама" — суфизм — как за часть национального самосознания, включающего традиционную одежду, кодекс поведения и родственные связи, а также как за противовес салафитской форме ислама, которую рассматривает как идеологию радикальных элементов в исламе.
Посещение могил в исламе желательно исключительно для того, чтобы помнить о загробной жизни.
До своей болезни Кадыров посещал в Рамадан большинство могил шейхов. В этом году визиты ограничились зияратом в село Эртан Веденского района матери Кунта-хаджи Кишиева, мюридом (учеником) которого себя и считает сам Кадыров. В дни поста Кадыров также посетил могилу суфийского шейха периода XIX века Ташу-хаджи Саясановского, похороненного в Ножай-Юртовском районе Чечни. Такого рода визиты не обходятся без демонстрации священных реликвий: так, к могиле Саясановского принесли его шашку и другие вещи, подаренные главе Чечни последователями шейха.
Подобное почитание с помощью реликвий по определению противоречит исламу, полагает исламовед из московского вуза (из соображений безопасности пожелавший остаться анонимным). По словам собеседника, в исламе вообще нет культа могилы – к примеру, в Саудовской Аравии на сегодня осталось всего несколько захоронений из эпохи пророка.
"Не потому что не смогли сохранить, а именно чтобы не создавать культа тех, кто похоронен в них. Нет никаких зияратов, кроме могилы самого пророка и близких ему сподвижников в Медине, тщательно спрятанных от широкой публики. Посещение могил желательно только мужчинам, и то исключительно для того, чтобы помнить о загробной жизни. Не более", – отмечает богослов.
"Ритуальные шоу"
Член экспертного совета Совета муфтиев России, кандидат политических наук Ринат Мухаметов отмечал, что по всему исламскому миру в мечетях, музеях и прочих местах встречаются вещи, которые принадлежали пророку, его сподвижникам или великим шейхам и имамам. По его мнению, "подлинность многих этих вещей, конечно, вызывает сомнение, но с исторической точки зрения как минимум это интересно и стоит того, чтобы прикоснуться к этому наследию".
Там, где зародился ислам, никому в голову такое не приходит.
Почитание реликвий пророка присуще всем мусульманским народам, замечал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Бобровников, добавляя при этом, что не стоит говорить и делать какие-то выводы об их принадлежности к той эпохе.
Исламские реликвии, которыми увлекается глава Чечни, – один из сюжетов его "старой пиар-эпопеи" как важного авторитета в исламском мире, объясняет известный этнолог из чеченского госуниверситета, пообщавшийся с редакцией на условиях анонимности.
"Полагаю, в исламском мире к увлечениям Рамзана Кадырова относятся весьма иронично, ведь там, где зародился, собственно, ислам, никому в голову такое не приходит. А ритуальные шоу, причем в буквальном смысле — со всевозможными свето - и видеоэффектами, — которые глава Чечни практикует с реликвиями пророков, на самом деле граничат с язычеством", – отмечает он.
Раздутый пропагандой "авторитет" Кадырова зиждется исключительно на его поддержке президентом России. Именно Россия с ее мировой ролью, влиянием и ресурсами является настоящим авторитетом для мусульманского Востока, заключает ученый.
- В Чечне, где активно насаждается суфизм, а более радикальный салафизм становится причиной преследований, существует около трех десятков религиозных братств, или вирдов. Главное различие между ними – почитание определенного исламского шейха. По определению эти братства равны, однако номинально главным власти республики провозгласили вирд последователей шейха Кунта-Хаджи, приверженцем которого является Рамзан Кадыров. Этот факт политик использует в своей пиар-кампании.
- Имидж Рамзана Кадырова как "служителя священного Корана", "героя ислама", "защитника сунны пророка Мухаммада" широко распропагандирован в Чечне. Благодаря главе республики, как утверждают местные СМИ, Грозный стал "связующим звеном" Кремля с арабским миром. После атаки боевиков и войны Израиля с радикальной группировкой ХАМАС Кадыров активно критиковал лидеров арабских стран за то, что они якобы не заступились "за своих", – такой шаг, по мнению экспертов, дал ему рычаг влияния на мусульманские настроения в регионах, которые можно назвать глобальным югом.
- Кадыров резко критикует проявления нетерпимости к исламу, особенно за рубежом, однако систематически игнорирует нарушения прав мусульман в России, в том числе в местах лишения свободы.
- Рамзан Кадыров в рамках объявленного в республике Года истории поручил написать работу, где будет установлен "единый факт возникновения чеченского народа". Проработкой новой концепции займется бывший министр информации Джамбулат Умаров, посвятивший большую часть своей работы по истории Грозного роду Кадырова.
Форум